воскресенье, сентября 24, 2023

Л.Н.Толстой "Исповедь"

Люблю Толстого давно, со школьной скамьи. Сложно сказать, какие чувства вызывал тогда и вызывает  сегодня Лев Николаевич. Наверное, многие и сразу: почтение, уважение, восторг,  иногда непонимание…Да, именно непонимание! 

Кстати, книга  «Неформатный Толстой» Виталия Ремезова  как раз раскрывает причины непонимания Толстого, особенности его личности, художественного творчества, педагогических открытий, философско-религиозных убеждений.

 Но великий гений сам был в постоянном непонимании себя, в постоянном поиске и саморазвитии. Его книга «Исповедь» – это  автобиографическая новелла. Она о жизни, смерти, вере, поиске истины, о собственном отношении к миру. Сразу скажу, книга не для всех, а только для читателей с особым складом ума – для умеющих философствовать и копаться в себе.

«Исповедь» – это анализ жизни, разбор жизненных ситуаций, духовных и душевных переживаний.

Лев Николаевич много размышляет о божественном начале, о поиске «своего» Бога, он страдает, когда не находит в себе силы верить в то, что Он есть.

«Люди мне опротивели, и сам я себе опротивел, и я понял, что вера – это обман…».

Шестнадцать глав повести – это шестнадцать кнутов в самобичевании себя самого, великого Толстого. Он пишет о своих больших и малых грехах: «Я убивал людей на войне…», «вызывал на дуэли», «проигрывал в карты». Самокритичные оценки малейших отступлений от нравственного идеала Толстым воспринимаются как тягчайшее преступление.

Откуда взялась ложь, и когда появилась истина,  никто не знает, но писателю хочется найти ответ и на эти вопросы.

Не найдя разъяснения в знании, Толстой стал искать этого разъяснения в жизни, надеясь в людях найти его, и стал наблюдать людей –  таких же, как он сам, как они живут и как они относятся к этому вопросу, приведшему к отчаянию.

Он нашёл, что для людей его круга есть четыре выхода из того ужасного положения: выход неведения, выход эпикурейства, выход силы и энергии,  выход слабости. Последний выход состоит в том, чтобы, понимая зло и бессмысленность жизни, продолжать тянуть её, зная, что ничего из неё выйти не может…

Пересказывать повесть не имеет смысла, но есть большой смысл прочитать её, чтобы понять не только писателя-философа, но и себя!

А.И.Костюк

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Алина Ивановна! Я не читала эту книгу. Я опубликовала отзывы по теме "Книга в летней обложке".

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Алина Ивановна. Я приступала к чтению этой книги в 2021 году, но не справилась. Прочитала около половины и не стала мучить ни себя, ни Толстого) Для меня стало непосильным пробираться через тернии этого сложного и по форме, и по содержанию текста. Ждёт меня ещё одна книга Толстого, называется "Неглубинный народ", даже боюсь приступать))

    ОтветитьУдалить