суббота, октября 07, 2023

«Уездный лекарь»

Иван Сергеевич Тургенев, как известно, певец русской природы. Его слово о ней убедительно, мелодично, тонко, лирично…Любил он свою землю, потому искренне писал о ней.

«Записки охотника» о самОм писателе, исходившем  с ружьем поля, луга, леса Орловской, Тульской, Курской губерний. Но они еще и о человеке огромного духовного богатства, о человеке, который называется очень просто,  – крестьянин. Не случайно известный французский писатель Альфонс Доде назвал «Записки охотника» «книгой великого романиста».

Конечно, я, как учитель, читала все рассказы из этого цикла, но, когда случайно наткнулась на слова М.Горького, который вспоминал: «Эти книги вымыли мне душу, очистив её от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял её необходимость для меня», решила снова вернуться к «Запискам охотника».

«Уездный лекарь» - рассказ о любви, трагической и очень печальной. Двадцатипятилетняя девушка из благородной семьи больна, она умирает. Доктор, вызванный ночью, нехотя, но всё-таки едет к ней по «адской дороге», по грязи, чтобы спасти больную.

Приехав, сделал он всё как полагается: «кровь ей пустил, горчичники поставить велел, микстуру прописал», но облегчение не наступило. А когда присмотрелся —  влюбился: «Ну, ей-богу, не видал еще такого лица... красавица, одним словом! Жалость меня так и разбирает. Черты такие приятные, глаза…». Жалость переросла в любовь.

Но влюбился не только он – Александра Алексеевна (так звали больную) тоже влюбилась и в одну из ночей призналась в этом лекарю.

«Скажу вам откровенно: я не понимаю, как я в ту ночь с ума не сошел. Чувствую я, что больная моя себя губит; вижу, что не совсем она в памяти; понимаю также и то, что не почитай она себя при смерти, — не подумала бы она обо мне; а то ведь, как хотите, жутко умирать в двадцать пять лет, никого не любивши: ведь вот что ее мучило, вот отчего она, с отчаянья, хоть за меня ухватилась, — понимаете теперь? Ну не выпускает она меня из своих рук»...

«…А в последнюю-то ночь, вообразите вы себе, — сижу я подле нее и уж об одном бога прошу: прибери, дескать, ее поскорей, да и меня тут же... Вдруг старушка мать — шасть в комнату... Уж я ей накануне сказал, матери-то, что мало, дескать, надежды, плохо, и священника не худо бы. Больная, как увидела мать, и говорит: «Ну вот, хорошо, что пришла... посмотри-ка на нас, мы друг друга любим, мы друг другу слово дали». — «Что это она, доктор, что она?» Я помертвел. «Бредит-с, говорю, жар...» А она-то: «Полно, полно, ты мне сейчас совсем другое говорил, и кольцо от меня принял... что притворяешься? Мать моя добрая, она простит, она поймет, а я умираю — мне не к чему лгать; дай мне руку...» Я вскочил и вон выбежал. Старушка, разумеется, догадалась»...

Невозможность вылечить девушку омрачает лекаря. Александра Алексеевна умирает.

Но рассказ «Уездный лекарь» не только о любви, он еще о социальном  неравенстве…Имя Трифон вызывает презрение и смех даже у больной, приговоренной к смерти девушки…Любовь ли это? Много вопросов…

А.И.Костюк

1 комментарий:

  1. Как интересно вы рассказываете про этот рассказ! Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить