воскресенье, февраля 27, 2022

Илья Масодов «Небесная соль»

 Только соли сегодня и не хватало. Тяжелый день, вернее, уже дни. А тут еще непрочитанные книги, «обещанные» себе. Итак, Илья Масодов «Небесная соль».
Такое красивое начало рассказа с воскресным замечательным утром. «Птицы рано проснулись в то утро и щебетали, прячась в древесной листве, мухи изредка ударяли в стекла, не разогревшись еще после своей ночной смерти, люди же большей частью спали, потому что утро было воскресным…» Разве может произойти что-то плохое и страшное в такое красивое утро? Вот и я думала, что не может…
Петя шел к своему учителю заниматься музыкой. Путь его пролегал между домами, и они были подобны для него раскрытым книгам. Петя не боялся опоздать, потому что у него было в запасе полчаса, мать настояла, чтобы он вышел заранее.
Еще час назад Петя надеялся, что Лидия Михайловна позвонит и скажет, чтобы он не приходил. Так было уже в прошлое воскресенье, у нее болела голова. Мальчик радовался, что не будет занятия!
Дом Лидии Михайловны казался Пете таинственным и чужим, потому что он совсем не был похож на его дом.
Современные песни, которые любил Петя, Лидия Михайловна не любила и морщила нос, когда он говорил о них.

В квартире Лидии Михайловны пахло, как обычно по воскресеньям, свежим кофе, она пила кофе по утрам…Петю это не интересовало, ему хотелось, чтобы два часа урока прошли быстрее.  Неважно, как они пройдут, потому он больше не торопился, зная, что в одиннадцать все равно пойдет домой.

Петя в этот раз увидел в комнате черную лакированную вазочку с луговыми цветами, которые непонятно кто нарвал, потому что в квартире никто не жил.

«Лидия Михайловна взяла Петину тетрадку и, мельком пробежав глазами по написанным нотам, улыбнулась чему-то своему, отпила кофе и плавно взмахнула рукой, показывая Пете на пианино».

В этот раз Пете совсем не нравилось, как он играл, ему все было неприятным. Лидия же Михайловна особенно не волновалась, останавливала его не чаще, чем обычно, просила переиграть короткие фрагменты…

А потом она сказала:

— Ты знаешь, Петя, я, кажется, забыла вчера купить соль.

И попросила мальчика посидеть в комнате, потому что ей нужно сходить за солью. Лидия Михайловна ушла, и в квартире наступила полная тишина, только тихонько жужжали мелкие мушки под погашенной люстрой…

Пете почему-то стало вдруг страшно в чужой  квартире. «Небо входило в окна сквозь стекло, как вода, проникающая в тонущий корабль, похоже было, что весь дом вот-вот накренится». Оказавшись в своем придуманном мире Пете не заметил, как вошла учительница. Она улыбалась…Показала самую обыкновенную соль, но почему-то Лидия Михайловна нашла в этой соли нечто совершенно особенное, она откровенно любовалась ею, проводила пальцем, а потом сказала, что это небесная соль. В ней солнце задерживается, оттого она такая жгучая.

То, что произошло потом, я не знаю, как увязать с повествованием и найти в этом смысл. «Она ласково обняла Петю сзади за шею и закрыла ему рот и нос мягким платком, от которого сильно пахло лекарством. Петя хотел было вырваться, но Лидия Михайловна прижала его затылком к своей теплой груди, всем телом своим оттеснила его к балконной стене, и тут облака пошли в Петю, как пена на выпиваемой воде, он потерял силы и сел на маленький стул, а потом и вовсе перестал что-нибудь чувствовать или понимать»...

 «Она положила платок на грудь мальчика и, развернув пакетик с солью, посыпала ею его раскрытые светло-серые глаза»…

А дальше идет фрагмент ужаса, который читать просто невозможно. Учитель-вампир - это что-то новое в моем читательском списке героев.

…Да уж! Везде соль, но не та, не настоящая, в которой непременно должна быть суть! Разочарована. Название книги повисло сосулькой само по себе...

А.И.Костюк

Небольшая справка из Интернета:

Масодов — это сегодня один из лучших русский писателей, даром что не всем придется по вкусу его суровая педофильская готика с революционно-эзотерическим уклоном. Такую книгу мог бы написать Платонов, покусанный малолетними упырями. — Weekend

3 комментария:

  1. Алина Ивановна, здравствуйте!
    Писателей больше, чем читателей - завлекают как могут.
    Чувство брезгливости и разочарования меня как читателя стали преследовать всё чаще.

    ОтветитьУдалить
  2. Какая страшная книга! Спасибо, Алина Ивановна!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Алина Ивановна, что пытаетесь нам рассказать о смысле чуднЫх произведений. Люблю вашу искренность и глубину!

    ОтветитьУдалить