пятница, 28 февраля 2014 г.

О музыке...

28 февраля были подведены итоги конкурса сочинений эпистолярного жанра 
 «Напиши письмо и расскажи, как музыка влияет на жизнь людей»
(районный этап, Отдел Образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района города Гродно)
Кмито Марта и Чайковская Маргарита, учащиеся гимназии №9 имени Ф.П.Кириченко г.Гродно (Беларусь), писали письма,  и их работы заняли 1 место.
Поздравим Марту и Маргариту!

18 Белорусский молодежный эпистолярный конкурс еще на старте!














А это их замечательные работы!


20.02.2014                                             Гродно, Беларусь

         Здравствуйте, уважаемый Петр Ильич!
         Пишет Вам обыкновенная школьница Маргарита из маленького белорусского города Гродно. Так получилось, что мы с Вами однофамильцы. Я когда-то смотрела передачу, в которой говорилось, что все однофамильцы -  дальние родственники. Утверждать не могу, но мне кажется, что люди с одинаковой фамилией  связаны между собой каким-то мистическим образом. 
Я всегда стеснялась своей фамилии. Помню урок музыки во втором классе,  когда учитель Светлана Николаевна записала на доске «Пётр Ильич Чайковский», весь класс дружно повернулся в мою сторону.
            В тот момент мое отношение к урокам музыки и к своей фамилии поменялось: я обиделась на учителя и одноклассников, только, честно говоря, теперь не понимаю почему. Повзрослев, я стала гордиться такой известной фамилией, хотя никакой моей заслуги в этой известности нет.                       Фамилия знаменита благодаря Вашему таланту и гениальному творчеству.
           Дорогой Петр Ильич, связующие ниточки я все-таки нашла и  хочу рассказать Вам о том, как музыка повлияла на жизнь моего прадеда – Чайковского Александра Петровича.  Он родился в Ростове в обычной семье и с самого детства любил музыку.  До Великой Отечественной войны он играл в джазовом оркестре на виолончели.  Чтобы купить эту виолончель,  прадедушка много работал и три года собирал деньги, отказывая себе во всем.       
             Призванный в армию, он служил под Гродно, но не расставался со своим любимым инструментом.
             Мой прадед возвращался с секретного задания, когда фашистские самолеты стали бомбить поезд, в котором он ехал. Пришлось скрываться, но вскоре он попал в плен, и  с этих пор судьба ежедневно испытывала его на прочность. Из Лиды в Гродно, из Гродно в Кенигсберг перебрасывали советских военнопленных.
               Из Кенигсберга прадедушка бежал.  Шел по ночам, днём прятался и всё время думал о девушке, которая ждала его и хранила инструмент, его виолончель. Когда он вернулся в оккупированный Гродно, семья девушки находилась в бедственном положении, поэтому  он поменял свой инструмент на хлеб, чтобы спасти жизнь своей невесте и её семье. Эта девушка стала моей прабабушкой.
           
 Софья и Александр прожили трудную, но счастливую  жизнь. Прадедушка никогда не расставался с музыкой. Виолончель, скрипка, баян

стали друзьями человека, влюблённого в музыку. Прадедушка играл на музыкальных инструментах, реставрировал их. Он устанавливал невидимый контакт с ними и лечил их, настраивая струны музыкальной души. У него это хорошо получалось. 
              У  прадедушки было пятеро детей,  и все они связали свою жизнь с музыкой.
            А я думаю о том, что  если бы не та виолончель, то не было меня, я бы не писала Вам это письмо, не было бы одной из тысячи историй, где музыка спасла жизнь.
             Спасибо, что выслушали меня. Мне так этого хотелось. Я в какой-то момент  почувствовала в Вас  родственную душу.
Я с Вами всегда, часто  слушаю «Мой гений, мой ангел, мой друг…» и вспоминаю Вас, прадедушку и думаю о вечном…
Если верить тому, что музыка – это рай, то, может быть, встретимся в этом раю…

         До свидания.
         Маргарита, влюбленная в музыку


 А это работа Кмито Марты.
 К сожалению, Алиса Герц-Зоммер, которой Марта писала письмо, умерла… Опоздали на несколько дней…
Но письмо получилось искреннее и честное. Судите сами...



         21.02.2014                                         г.Гродно, Беларусь

Здравствуйте, уважаемая Алиса Герц-Зоммер!
 Пишет Вам девушка, которая больше всего на свете любит книги и интересные истории. Именно поэтому я не смогла остаться равнодушной к Вашей судьбе.
Сейчас за окном темно и холодно,  но в моей комнате тепло, уютно сопит кошка под боком, а из динамиков тихо льется бессмертная песня Марлен Дитрих «Лили Марлен». Именно она натолкнула меня на мысль написать Вам. Я живу в  уютном мире и  не могу представить, насколько безжалостна война. А Вы знаете это, потому что испытали…
В один такой же тихий вечер, как и сегодня, я абсолютно случайно наткнулась на статью о пианистке, которая прошла через ад и которой только музыка помогла выжить. Эта статья была, конечно же, о Вас,  уважаемая Алиса. Я узнала о Вас и о любви к музыке, которая была так сильна, что уже в пять лет Вы начали играть на фортепьяно. Уже тогда Вы мечтали стать музыкантом, а в 16 лет стали младшей ученицей в музыкальной академии в Праге. Вы играли перед великим Артуром Шнабелем, надеясь получить у него несколько уроков, но не получили… Шнабель отказал, сочтя Вашу технику исполнения безупречной.
Потом война, новые испытания.  Потеря близких людей, депрессия. Она была долгой и мучительной, пока однажды внутренний голос не сказал Вам: «Никто не может тебе помочь. Надейся только на себя. Играй 24 этюда Шопена, они спасут твою жизнь».
Конечно же, внутренний голос мог бы выбрать что-нибудь полегче. Эти 24 этюда повышенной сложности пугают даже самых гениальных исполнителей, опасающихся «вывихнуть пальцы». Вы побежали домой и долгие часы сидели за роялем и играли, играли... Музыка была всегда рядом. Бетховен, Брамс, Бах, Шопен отправлялись с Вами в концлагерь – каждая их нота звучала, спасая и исцеляя…
 Ваши концерты сохраняли Вам жизнь: после «напряженного труда» музыка должна была отвлечь немецких солдат от «грустных мыслей». Гестаповцы подходили к Вам и хвалили:  они хотели показать, что тоже любят искусство…
Дорогая Алиса, как Вы выдержали этот ужас? Как сумели сохранить свою душу? Я нашла ответ на этот вопрос, порывшись в Ваших записях: «Музыка – волшебница. Она уносит человека на остров, где есть только покой, природа и любовь. Концерты проходили в зале на 150 мест. Старые, больные, голодные, отчаявшиеся люди жили музыкой. Музыка была их пищей. Они бы уже давно умерли, если бы не эти концерты. Мы, музыканты, тоже».
Да, музыка спасла Вам жизнь. Вы жили ею тогда в концлагере и продолжаете жить до сих пор, каждое утро играете Баха, потому что, по Вашему утверждению,  «музыка – религия и пища».
Я знаю, что недавно Вам исполнилось 110 лет. Смотрю на Ваши фотографии и радуюсь за Вас: никогда не встречала такого жизнерадостного человека, как Вы.  И сейчас, когда Вы остались совсем одни, пережив своего сына, известного композитора, музыканта, Вы смеетесь и наслаждаетесь жизнью, живя в скромной социальной квартире.
Да, Вы остались одни, но Вы никогда не будете одиноки, ведь с Вами всегда будет музыка. Прожив трудную долгую, но, как Вы утверждаете, счастливую жизнь, Вы остались молоды душой, а это самое главное. Я искренне восхищаюсь Вами и надеюсь, что моё письмо приятно порадует Вас и отзовётся в душе  трогательной мелодией.
До свидания, дорогая Алиса.
Дай Бог Вам здоровья. Вы правы: «Музыка приведет нас в рай…» Пусть так и будет. Я слышу Вашу музыку, мне легко…

С глубочайшим уважением, неравнодушная к Вашей судьбе, Марта Кмито


                       

6 комментариев: