«Читательский марафон», а точнее
его участница Ирина Михайловна Полещенко
предложила для чтения в апреле драматические произведения. Внутренне сначала я
была возмущена: произведения, созданные для сцены, нужно смотреть на сцене или
читать по ролям! Но, как оказалось, положение спас великий Пушкин, для которого
1830 год был годом мучительных раздумий о смысле бытия!
Да и книга «Борис Годунов» в чудеснейшем
художественном исполнении, подаренная Ольгой Николаевной Голубевой, сыграла свою
роль! ЧИТАТЬ – ни шагу назад!
Решила сначала перечитать «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, чтобы найти ответы на многие вопросы современности. А они перекликаются во многом с теми, далекими, которые были в 19 веке, да и во все времена.
Накаленный драматизм тревожных
переживаний поэта предопределил центральную тему этих произведений.
Как и во времена Пушкина, так и
сегодня разрываются родственные, дружеские – человеческие связи. А виной
являются зависть, идея превосходства над другими, жадность, честолюбие. Мы ведь
тоже видим жуткую трагедию своего времени, но А.С.Пушкин предупредил о ней,
осмыслил ее в содержании каждой пьесы и тетралогии в целом.
«Моцарт и Сальери» – трагедия «ужасного» века и ужасных отношений.
В жизни Сальери наступил перелом, когда он задумался о своем прошлом и о
настоящем. Он осознал, что им овладела идея-страсть, которая сжигает его, не
дает покоя. Он долгое время был счастлив, потому что добился славы, большого
успеха! Но явился Моцарт, и спокойствие ушло.
Явился не просто Моцарт – явился
гений! Мелочное чувство зависти захватило Сальери с головой, оно захватило
власть над ним! Она же, зависть, и толкнула Сальери на преступление.
Деструктивная сила власти здесь очевидна! Казалось бы, зло победило добро, но
нет! Философский подтекст пьесы позволяет рассуждать по-иному. Тень Моцарта всегда
будет преследовать убийцу.
Но! Что важно: и один, и другой
много работали, чтобы достичь успеха, однако шли к этому разными путями. Жизнь
Сальери – тяжелый и упорный труд без сна и отдыха. Жизнь Моцарта – это радость
творчества, радость от того, что он делал!
«Гений и злодейство – две вещи
несовместимы», - провозглашает великий Пушкин, и я как читатель соглашаюсь!
«Скупой рыцарь» - совершенно
другого плана произведение. Рыцарь Альбер испытывает большую нужду. На турнире,
в котором он участвовал, граф Делорж пробил ему шлем, его конь стал хромать.
Теперь у него нет даже достойного платья, чтобы присутствовать на званом ужине.
Своими проблемами Альбер делится со слугой и рассказывает о том, что его победа
над Делоржем связана не с отвагой рыцаря, а со скупостью его отца, который
выделяет на сына какие-то крохи. Теперь ему нужно купить коня, и он идет к
ростовщику, который отказывается давать деньги, но дает «мудрый» совет –
умертвить барона-отца, который уже достаточно пожил на свете. Альбер в ярости
прогоняет Соломона (ростовщика), но понимает, что жить в бедности он не может.
Скупость отца представлена во
второй сцене. «В жар и в трепет» впадает старый скряга, когда открывает сундуки
с золотом! Он счастлив бесконечно, но одна мысль его все-таки гложет и не дает
ему покоя. Он стар, его сын после смерти не сможет удержать эти богатства – он
их промотает.
Альбер жалуется барону на своего
отца, и тот обещает как-то повлиять на старика. Но…снова случается трагедия!
Главный порок, не дающий жить спокойно, – жадность! И старый барон, и молодой Альбер
зависят от денег. Деньги преследуют воображение Альбера всюду: в замке, на
турнирном поединке, на пиру.
Пушкин утверждает в очередной раз,
что не все продается и не все покупается за деньги, есть ценности выше золота –
это человеческие ценности добра и справедливости.
«Каменный гость» также о справедливом возмездии за содеянное. Ради
любовной страсти главный герой положил на алтарь свою жизнь.
Дон Гуан – дамский угодник, соблазнитель –
тайно из ссылки возвращается в город, потому что в ссылке он заскучал. Жизнь он
представляет развлечением. Он не думает о последствиях любовной страсти, если
ему хорошо в данный момент. Когда-то давно он захаживал к Инезе, страстный
взгляд которой зачаровал Дон Гуана. Три месяца он добивался ее любви и все-таки
добился. Ревнивый муж убил женщину, но любовник совсем недолго печалился о ее
душе и влюбился в очередную жертву – Лауру.
…Потом Донна Анна, разговор с которой
ловелас начал с большого обмана и все-таки добился свидания.
Придя в условленный час к дому
своей возлюбленной, Дон Гуан ведет с ней нежную беседу. Дона Анна рассказывает,
что ее скорбь по супругу (она была вдовой) не так уж сильна: она вынуждена была
выйти за него замуж по велению матери, поскольку ее семья была бедна, а командор
слыл завидным женихом…
Неожиданная концовка – и возмездие!
«Пир во время чумы» сегодня уже
устоявшееся выражение. Именно так называется еще одна «маленькая» трагедия А.С.Пушкина,
в которой много смысла. В 1830 году в Москве свирепствовала холера, но события
Москвы, как утверждают некоторые современники, мало связаны с драмой, потому
что это переведенный Пушкиным фрагмент из пьесы шотландского автора Джона
Вильсона «Чумный город».
Вальсингам, потерявший во время
чумы жену и мать, сочинил гимн болезни и исполняет его на пиру. Люди не могут
смириться с потерями, которых не просто много – их множество. То есть пир – это
своеобразный вызов тем обстоятельствам, в которых оказались люди. Священник,
проходя мимо этого сборища, возмущен, он в недоумении: как можно…
Нужно ли судить этих людей? Пушкин
утверждает, что делать этого нельзя! Что происходит в душе каждого страдающего,
понять невозможно, потому и судить нельзя!
Лучшим созданием Пушкина В.Г.Белинский считал «Маленькие трагедии», а Иван Сергеевич Тургенев и Полина Виардо перевели эти произведения на французский язык. Но на французском языке они вышли как прозаические произведения, потому что повторить Пушкина невозможно!
«Борис Годунов» - трагедия,
написанная раньше «Маленьких трагедий».
Правление царя Бориса Годунова в
основе повествования. Царь, желающий добра своей стране, может дать это добро,
к сожалению, только через кровопролитие. Народу сложно это понять, и он не понимает.
На трон приходит новый царь – истинный злодей, вот тогда народ «безмолвствует»
и начинает осознавать, но,увы, поздно!
Февраль. 1958 год. Князья
Воротынский и Шуйский уверены, что после
смерти царя Федора Ивановича к власти должен прийти Борис Годунов, но тот не
согласен. Кажется, что не рвется он к власти, и только его покорность и
смирение в этот момент приводят его на трон. Хитрость, шитая белыми нитками…
…Годунов оказался у власти, уже
шесть лет как правит, но народ не верит ему, клянет. Борис Годунов чувствует,
что причина в том, что совесть его нечиста. Виновен он в смерти цесаревича
Дмитрия, который должен был стать царем. Снится Борису Годунову убиенный,
мучается он за то, что убил.
А тем временем 16 октября 1604 г., сбежав из
Москвы, Григорий Отрепьев оказывается на литовской границе в трактире, где его
замечают царские приставы, но беглецу удается уйти от них. Прожив некоторое
время в Литве, Григорий Отрепьев объявляет себя русским царевичем Дмитрием и
заявляет о намерении свергнуть Бориса Годунова. Здесь же, за границей,
Лжедмитрий собирает войска, чтобы идти на Москву….И он идет!..
…Любой царь причастен к смерти. Это
неизбежность…Пожалуй, это не просто утверждение, это истина, которую и
подтверждать не нужно.
Великий Пушкин, браво!
Я рада, что «Читательский марафон»
позволил мне перечитать давно забытое, переосмыслить давно осмысленное и
по-новому взглянуть на того, о ком мы
говорим это «наше всё»!
А.И.Костюк
Алина Ивановна, я очень люблю пьесы Мольера, Карло Гольдони, Лопе де Вега, Оскара Уайльда... Мы в университете изучали произведения этих драматургов. Сегодня опубликуется мой пост про пьесы Мольера, которые я недавно прочитала.
ОтветитьУдалитьАлина Ивановна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьЯ тоже люблю драматические произведения А.С.Пушкина.
В прошлом году с девятиклассниками с удовольствием прочитали "Скупого рыцаря".
Спасибо Вам за добрые слова!