четверг, октября 10, 2013

Метод "Снежинка"

Скажите, вы никогда не восторгались обычными снежинками?
Посмотрите, какие формы принимают комбинации из обычных кристалликов льда? Каждая снежинка просто неповторима, этакий природный шедевр!
А как получаются снежинки? Очень просто. Основа снежинки — кристаллик льда, который даже отдалённо не похож ни снежинку. Но, когда на а грани этого кристаллика льда намерзают ещё кристаллики, на грани тех кристалликов намерзают ещё, на… и так, пока… не получается что-то подобное…

И именно этот природный «метод» впервые формализовал и применил для создания литературных произведений, автор романов и известного курса по писательскому мастерству
Рэнди Ингермансон (Randy Ingermanson).
Он назвал этот метод «Snowflake Method» — «метод снежинки».
Роман (или другое сложное литературное произведение) по этому методу пишется от простого к сложному, «намораживая на грани центрального кристалла» всё больше «дополнительных кристалликов». Кстати, сам автор предупреждает, что это всего лишь один из методов. Но для него лично, он подходит больше всех остальных.
Правила этого метода очень просты.
1. Написать идею произведения одним предложением. Пример «Сумасшедший учёный решил уничтожить мир, когда его бросила любимая женщина». Здесь не нужно ни имён, ни должностей, но его сюжетная линия должна содержать интригу, давать представление обо всём будущем произведении. Занимает примерно час.
2. Теперь расширьте предложение до размеров абзаца, содержащего завязку, конфликт и развязку будущего произведения. Пять предложений будет вполне достаточно. Именно этот абзац можно затем разослать в издательства. Занимает примерно час.
3. Описать главных героев. Для лучшего восприятия их не должно быть больше трёх — большее количество разум человека просто не воспринимает и начинает путаться.
Описания героев должны обязательно содержать:
- Имя героя.
- Краткая история жизни (перечень ключевых событий, которые должен знать читатель).
- Мотивации героя (что «подвигает» героя на подвиги — любовь, деньги амбиции и т.д.).
- Цель (цели) героя (просто «полцарства» или ещё и невесту-царевну в придачу).
- Конфликты — кто и что мешает ему добиться цели.
- Как герой меняется в результате случившихся событий.
- События, в которых герой принимает участие.
Внимание! После того, как Вы описали всех главных героев, вернитесь к пункту 2. и перепишите аннотацию, те самые пять предложений, которые кратко описывают всё произведение. Вся эта работа занимает примерно день.
4. Каждый из пяти предложений аннотации распишите в самостоятельный абзац. Здесь ограничений нет. Каждый абзац, кроме последнего, должен заканчиваться конфликтом, последний — финалом произведения. Занимает примерно день-два, иногда больше.
5. Распишите поступки каждого героя в небольшие рассказы, размером примерно в страницу. Отдохните. Перечитайте и добавьте подробностей и уберите найденные нестыковки. После этого, у Вас будет серия связанных один с другими законченных рассказов, которые образуют скелет произведения. Занимает примерно неделю.
6. Распишите каждый одностраничный рассказ на 4-5 страниц. Перечитайте, что получилось. Именно на этом этапе определитесь со стратегией произведения. Занимает примерно неделю.
7. Превратите каждое описание героя в развернутую историю с добавлением всяких мелких деталей. На этом этапе вводятся и дополнительные персонажи. Итогом каждой истории должен быть вывод — как меняется герой от начала к концу произведения. Занимает примерно… у всех по- разному.
8. Теперь нужно составить перечень всех сцен, в которых будут участвовать главные герои. Для этого лучше использовать электронную таблицу или чертеж-схему с указанием всех возможных связей между этими сценами.
9. Каждую сцену, указанную в таблице расписываете на несколько абзацев, чтобы получился законченный рассказ. В процессе рассказа проблема, которая породила сцену, должна быть решена полностью.
10. Всё, пишите черновик. Так, как получается! Не старайтесь сразу писать нечто совершенное. Закончив первый черновой вариант, отдохните. Далее совершенствуйте (сокращая и переписывая некоторые сцены) до приемлемого варианта, который уже можно послать в издательство.
11. Обязательно нотариально заверьте дату написания черновика и права на это произведение. Без комментариев.
12. Начните писать другое произведение.
Вот и всё.
Авторское описание метода на английском языке
http://www.rsingermanson.com/html/the_snowflake.html
Главное, не останавливаться, совершенствуя свою личную авторскую технологию. Тогда, в случае отказа издательства (издательств) от одного произведения не будет для Вас трагедией, сразу посылайте другое.
Преимуществом этого метода является быстрота написания и чёткая структура произведения.
Главный недостаток — подходит он далеко не всем.
Кстати, этот метод подходит не только для создания больших, эпических произведений типа романа «Война и мир», но и широко применяется в новостной журналистике — берётся интересное событие, определяются главные действующие лица (герои), далее выявляются мотивы поступков «героев», далее добавляются важные «мелочи».
Строки разворачиваются в абзацы, абзацы, если нужно, в отдельные статьи.
Всё гениально и просто!
Автор: Груздев Михаил.

Суть метода.
Сама система написания первого чернового варианта текста состоит из 10 шагов.
Шаг 1.
Написание аннотации к произведению длиной в одно единственное предложение. Оно должно раскрывать суть самой истории, но без излишних деталей. Сценаристы именуют такое предложение термином логлайн. Выглядит логлайн примерно так: «Известный врач, ошибочно осужденный за убийство жены, совершает побег из тюрьмы, чтобы разоблачить настоящего убийцу». Как видите, из предложения выброшено все лишнее, в нем не употребляются имена собственные и какие-либо названия. Наличие логлайна теоретически может пригодиться вам при переговорах с издательством, вполне может статься, что редактору понадобится вот такое коротенькое описание вашей книги.
Шаг 2.
Далее следует расширить наше предложение до небольшого абзаца, отразив в нем завязку, развитие конфликта, кульминацию и развязку. Это примерно 5-6 предложений. Сам Рэнди признается, что любит работать с сюжетами, основанными на трех разных конфликтах. В таком случае первое и последнее предложения – завязка и развязка, а три промежуточных распределены между конфликтами. Естественно, что это не истина в последней инстанции, вы можете взять и один единственный конфликт на всю книгу, но в итоге второго шага у вас должен получиться абзац, кратко раскрывающий суть истории.
Шаг 3.
Работа над героями. Здесь нам требуется выделить главных героев нашей истории и написать для каждого коротенькую биографию, в которой обязательно следует указать следующие моменты:
  • Имя героя или его прозвище;
  • Одно предложение, описывающее историю его жизни;
  • Мотивация героя (то есть то, чего он желает добиться в идеале);
  • Цели героя (то есть то, чего он хочет добиться конкретно в ходе истории);
  • Конфликт героя или то, что мешает ему добиться целей;
  • Прозрение – то, как меняется герой в результате всех событий;
  • Один абзац с описанием событий, в которых герой принимает участие.
Шаг 4.
Возвращаемся к той короткой аннотации, что получилась у нас в шаге номер 2. Это 5-6 предложений – выжимка всего романа. Теперь нам нужно расписать каждое из предложений до самостоятельного абзаца. Таким образом, у нас получится нечто вроде синопсиса всей истории. Здесь подразумевается, что у нас в голове уже созрел полный образ романа – какие-то мелочи могут еще оставаться неясными, но главные события уже четко сформировались в нашем сознании. И, разумеется, этот синопсис мы тоже можем использовать в последующей работе с издательствами.
Шаг 5.
Этот шаг вновь посвящен работе над героями. Нашей задачей будет составление так называемых синопсисов персонажей. Для этого мы последовательно берем всех основных героев и от лица каждого из них составляем одностраничное описание событий, в которых персонаж принимает участие. То же самое проделываем и с второстепенными героями, но синопсис для них будет короче – всего полстраницы на каждого персонажа.
Может получиться, что нам вновь захочется что-то подправить, например, в описаниях героев второго шага – смело возвращаемся назад и вносим свои исправления.
Шаг 6.
В нем нам придется еще более расширить план нашего произведения. Возвращаемся к синопсису, написанному в шаге 4, и расписываем каждый из его абзацев до целой страницы. Таким образом, у нас на руках появляется 5-6 страничная модель всего произведения. Во время работы над ней мы особенно следим за логикой событий и отмечаем поворотные пункты.
Шаг 7.
Следующий шаг вновь переносит нас к персонажам. Теперь нам придется подробно расписать историю каждого из них, отметив все возможные мелочи, начиная от точной даты рождения и внешности и заканчивая целями и мотивами. Особенно внимание следует уделить обстоятельствам знакомства героев, а также их финальным преображениям – то есть отметить, каким образом история поменяет их характеры и мировоззрение.
Шаг 8.
В нем нам предстоит составить небольшую таблицу перечня сцен. В каждой строчке этой таблицы мы указываем номер сцены, события, которые в ней происходят, место действия, участников сцены, а также имя героя, глазами которого мы смотрим на все происходящее. Здесь же мы имеем возможность сложить отдельные сцены в главы, а также подумать над порядком подачи самих сцен – иногда полезно бывает их немного перепутать.
Шаг 9.
Здесь нам придется расписать каждую сцену из списка на отдельную страницу. Набросать диалоги, внести некую интригу, продумать обстановку и обстоятельства описываемых событий. В итоге у нас получится около 50 или даже больше листков с черновиками сцен. По сути, работа по написанию уже началась.
Шаг 10.
Непосредственное написание черновика. Итак, нам известны все подробности истории, мы расписали всех персонажей, а также составили перечень сцен. Осталось только сесть и написать роман. Безусловно, из-за проделанной предварительной работы скорость написания значительно увеличивается, чего мы, собственно, так усердно и пытались добиться.
Вот такой метод предлагает нам американец Рэнди Ингермансон.
Удачи в использовании метода "снежинка"!

2 комментария:

  1. Интересно! нет писательского таланта, но после ознакомления с методом, захотелось попробовать и написать что-нибудь этакое)))

    ОтветитьУдалить
  2. И я так подумала. Надо пробовать!

    ОтветитьУдалить