воскресенье, января 23, 2022

Рассказ Валерия Хатюшина «Оля»

Рассказ Валерия Хатюшина «Оля» (2010) вернул в то далекое время, «когда деревья были большими». Время первой любви, первой надежды, первого поцелуя и первого признания.
Повествование ведется от лица рассказчика, и читателю кажется, что главным героем является сам автор. Возможно, это просто герой, который эмоционально, убедительно повествует об одной из страниц своей жизни.
 Ей -–14, ему – 16. Замечательное время для того, чтобы просто мечтать или жить мечтой.
Главный герой «еще совсем недавно…мечтал хотя бы изредка видеть ее».

А теперь вот, гуляя по лесу, они  нашли пень и сидят рядом, «ощущая тепло друг друга», в ожидании «чего-то необыкновенного, неиспытанного». И оно происходит кротко, целомудренно, нежно. Каждый из героев открывает в себе что-то новое и живущее вроде бы давно внутри, но вырвавшееся наружу только сейчас.

«Я любил тебя с детства» –  это признание для Оли непонятно, она удивлена ему. А он объясняет, что девушка была сначала его воображением, потом оно переросло в большую мечту – встретить ту, которую уже тайно знал. И встреча случилась. 
Незамысловатый сюжет повествования, без вывертов и всевозможных изгибов, несложная композиция, сжатость текста – все это обуславливает смысловое углубление художественной детали.

Нет объемных портретных характеристик в рассказе, но есть много говорящие детали: «полуоткрытые губы», «красивые мягкие пальцы», "загадочная улыбка", «розовые прекрасные губы». Весь мир сконцентрировался для молодого человека в имени Оля!

...Прошло два года, закончена школа, парня призывают в армию. Конкретизация деталей в повествовании указывает на достоверность происходящего: аэропорт «Домодедово», призыв 1967 года, ИЛ-18. Все без исключения детали, подробности в рассказе имеют характерологическую и социальную значимость.

Принцип изображения того, чем окружен герой, очень важен. По мнению французского философа И.Тэна, «под внешним человеком скрывается внутренний, и первый проявляет лишь второго. Вы рассматриваете его дом, его мебель, его платье – все это для того, чтобы найти следы его привычек, вкусов, его глупости или ума». Каким мы видим героев в повествовании?
 Его как искреннего мечтателя, целеустремленного молодого человека, цельную натуру – со стержнем! 
Ее – совсем юную, пока еще не понимающую, что важно в жизни, ту, которая в поиске «своего». Образ девушки в рассказе дается скульптурно, без детализации, мы видим ее глазами влюбленного человека.

 Оля обещает ждать парня из армии, приговаривая:

-–Господи, целых два года…Не знаю, как мы их переживем…
Уже в этой фразе читатель слышит обреченность, неуверенность в том, что герои это «переживут». Пережить может только любящий человек, человек, слово давший! И два года – это такая малость!

«…Двух лет не понадобилось. Запоздалой сибирской весной, когда вовсю цвела черемуха и хотелось любить и надеяться, мне передали конверт с ее последним посланием»…

Влюбленность Ольги не проходит испытания, хотя она пишет письма, говорит о том, что скучает. Прием «испытание временем» помогает понять истинность чувств  и разобраться в их природе. Любовь ли это, страсть или просто ничем не подкрепленные  фантазии.

В финале рассказа происходит  случайная встреча героев. Оля уже разведенная женщина, у нее маленькая дочка. Вот уж точно: "и жить торопится, и чувствовать спешит"...
Чувства героя, кажется, не исчезли, они просто на время притупились: «Сердце мое встрепенулось, и прежняя тоска подступила к горлу».

И последнее предложение рассказа – «С огромной печалью я смотрел ей вслед» - особый прием незаконченности, открытый финал, который позволяет читателю придумать развязку самостоятельно. У каждого читателя она своя. 

Мое читательское восприятие не видит героев вместе. Единожды солгавший способен на повторные действия. Да, любовь подобна лихорадке: захватывает и долго не отпускает. Это чувство не только обогащает, но и разрушает. Главный герой, а это очевидно, запомнил свои юношеские эмоции на всю жизнь, первая любовь открыла ему смысл и прелесть существования, пусть и искаженного страданием! Будем надеяться, что через страдание пришло понимание, осмысление жизни на новом уровне.

Рассказ не о прощении и не о предательстве, а о первых чувствах, которые бывают разные. И помнят их всю жизнь…

А.И.Костюк

2 комментария:

  1. Спасибо, дорогая Алина Ивановна, за пронзительность и искренность, с которой Вы пишете!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А Вам спасибо за то, что отзываетесь добрым словом, что понимаете то, о чем я пишу!

      Удалить