(моё восприятие творчества А.Аврутина)
Автор Костюк Алина Ивановна,
учитель
русского языка и литературы
гимназии
№9 имени Ф.П.Кириченко
г.Гродно
Аннотация
Духовность, душа – это то, что так
необходимо нам, живущим в огромном и сложном мире. Как научить современного
школьника понимать душу поэта, разгадывать тайны поэзии – дело непростое, но
интересное и полезное. Сегодня учителю дано право - предлагать современному
школьнику те произведения и тех авторов, которые кажутся наиболее интересными и
значимыми в плане формирования душевных качеств личности.
Современному школьнику важно знать
современного поэта, живущего рядом, которого он может не просто читать, а с
которым может общаться, видеться, спорить. Поэт
А.Ю.Аврутин – именно такой, а его стихи о жизни, о России, о нас с вами… В его
творчестве – душа и правда, то, что так необходимо каждому человеку. Статья
«Ключи к пониманию современного поэта» рассказывает о том, как можно влиять на душу юного
читателя, изучая жизнь, творчество поэта. Заветный ключик от таинственной двери, которая
называется Поэзия, каждый учитель-словесник должен передать своему ученику,
поэтому в статье так много авторского восприятия поэзии А.Аврутина.
Статья может быть интересна учителям-словесникам,
студентам-филологам, учащимся и просто людям, интересующимся поэзией.
Смысл работы учителя-словесника в школе – обогатить душу ребенка,
заставить чувствовать, переживать и сопереживать, отзываться на чужое горе и
быть там, где в тебе нуждаются. Чувствовать поэтическое слово, уметь понимать
его, ощущать его значимость, весомость, относиться к нему как загадке, тайне,
применяя для этого весь комплекс знаний, - вот на что учитель должен
ориентировать учащегося, готового открыть поэтический сборник. Сегодня ученики
всё реже открывают книгу вообще, а приобщить к поэзии становится делом почти
непосильным. А именно она, высокая поэзия, способна открыть в человеческой душе
то, что еще не открыто и что ждет своего заветного часа.
Часто в литературе можно встретить такие суждения, что существует
противоречие между интересом учащихся к урокам литературы и степенью личного
интереса к самой литературе, занятиям ею. Соглашаюсь с таким суждением и считаю
необходимым формирование эмоционально-положительного отношения к самому
литературному материалу, к процессу его изучения путем пробуждения радости от
чтения. Ничего насильственного не должно быть в процессе литературных открытий.
Вызвать
интерес к личности поэта – задача номер один, она
бывает достаточно сложной, однако именно она и дает психологическую и эстетическую установку к дальнейшему восприятию того, что создал
автор. Сегодня очень важно познакомить школьника с поэтом-современником, с
человеком, который живет рядом, который ходит теми же дорогами, встречается в
театре, магазине, городском транспорте.
В белорусских школах на уроках литературы в старших классах изучают
творчество русскоязычного поэта Анатолия Юрьевича Аврутина.
Правда,
отводится на изучение всего по одному часу в 9 и 11 классах. Я считаю, что об этом авторе должен знать и российский школьник. Автор воспринимает
себя русским поэтом, родившимся на белорусской земле.
В «пятой графе»,
где о
национальности
Воют анкеты
с
наркомовских лет,
Я б начертал, презирая
банальности,
Гневно-торжественно:
«Русский поэт».
И осторожно,
чернилами
синими,
В карточке,
где
обтрепались края:
Русский поэт…Вывод сделал
консилиум…» -
Вместо диагноза
Вывел бы я.
А упаду в одинокой
дубравушке,
Бледным лицом да на заячий
след,
«Русский поэт» - пусть
напишут на камушке,
Просто, без имени: «Русский
поэт»…
Анатолий Юрьевич Аврутин
- автор 20 поэтических сборников, изданных в Минске и Санкт-Петербурге.
Член-корреспондент Академии поэзии (Москва) и Петровской Академии наук и
искусств (Санкт-Петербург). Один из победителей Третьего Московского
международного конкурса поэзии «Золотое перо — 2006», лауреат международной
литературной премии им. Симеона Полоцкого, российских литературных
премий им. Антона Чехова, им. Николая Минского,
«Русь единая», украинской премии им. «Молодой Гвардии» премии журнала «Аврора» (СПб.) Составитель
антологии «Современная русская поэзия Беларуси» (2003). Автор многочисленных
переводов стихов поэтов античности и современных французских, немецких,
белорусских и других поэтов. Его именем названа звезда в созвездии Рака.
С 2006-2007 учебного года творчество А.
Аврутина изучается в средних школах Беларуси по программе русской литературы.
Это удивительный человек, живущий
в столице Беларуси, человек, который охотно идет на контакт с учительской и
ученической публикой. Это поэт, писатель, публицист, переводчик, чье имя
известно далеко за пределами государства, которое является его Родиной.
Биография поэта важна не
только в образовании, но и в воспитании школьников, она способствует приобретению ими определенного
опыта нравственно-эмоционального отношения к миру. Я, как учитель литературы,
знакомлю учащихся с личностью А.Аврутина, с его общественной и творческой деятельностью, делаю учащихся
свидетелями напряженного труда, стараюсь помочь юным читателям увидеть
возможности обогащения собственного духовного опыта. Думаю, это является
необходимым условием личностного восприятия учащимися творчества поэта. Личное
знакомство с поэтом позволяет брать у него интервью, общаться на форумах.
Учащиеся готовят вопросы, чтобы узнать о поэте как человеке, выяснить его взгляды
на жизнь, общество, образование.
От изучения жизни важно правильно перейти к осмыслению стихов.
Важно, чтобы ученик почувствовал отношение
учителя к поэзии, которую он предлагает. Моё отношение к этим стихам
особенное, благоговейное, трепетное. Для меня стихи моего современника
А.Аврутина
– это стихи с запахом родной земли, с запахом земляники. Важно учить видеть в стихах то, что не видит
никто. Учащимся рассказываю о том, как я воспринимаю любимые стихи, как их читаю, осмысливаю. Часто отзыв учителя, убедительный, искренний,
помогает ученику понять, как нужно вдумчиво читать и как нужно чувствовать
слово. Отзыв помогает понять и поэта, и учителя, и в некоторой степени себя,
слушателя… Заветный ключик от
таинственной двери, которая называется Поэзия, каждый учитель-словесник должен
передать своему ученику.
…Когда
впервые сборник стихов ещё неизвестного мне поэта Анатолия Аврутина попал в
руки, и я прочитала одно, второе, третье стихотворение, мне показалось, что я
на земляничной поляне. Такой свежестью, таким ароматом повеяло от этих стихов,
что остановить себя я уже не смогла…
Удивительное мастерство автора,
умеющего исчерпывающе использовать смысловой потенциал слова и его звуковую
силу, сделало свое дело – на одного читателя, поклонника у Анатолия Юрьевича
стало больше. Настоящее художественное слово вызвало рефлексы, необходимые
моему сердцу, уму, моей душе.
Прежде всего, слово привлекло таинственностью и необычностью. Я поняла,
сколько догадок тут можно выстроить, как развить каждую из них, в какие
психологические глубины заглянуть!
Читала долго, а книга, начатая с конца, не отпускала, будоража сознание,
располагала не только своей звуковой
оснасткой, но и всеми красками того, о чём шла речь. И они, эти образы, не были
застывшими отпечатками движения или
действия, но являлись как бы самим движением и действием, живым и
волнующим.
И чувство светлой, очищающей грусти долго не покидало меня, и не сразу поняла я причину этой грусти…А
строчки «Стоптанного неба»
незримой
тенью топтались со мной у порога, ходили следом, то обгоняя, то путаясь у меня
под ногами.
Даже небольшое по объёму стихотворение А.Аврутина требовало ключа для расшифровки заложенных в нем многоступенчатых
ассоциативных связей, намёков, умолчаний и иносказаний. Неподготовленный
читатель, возможно, отвернётся: не
разрубить ему гордиев узел сюжетных коллизий, любознательному же захочется
пройти весь путь постижения истины. Это и есть ценнейшее качество поэзии,
необходимое для того, чтобы мысль работала, чтобы истина добывалась собственным
трудом…
Стихи А.Аврутина для серьёзного, вдумчивого читателя – это я поняла с первой строчки.
Здесь глубокая философия, своё
проникновенное понимание жизни, своя система взглядов, не узенькая, камерная, а
настолько ёмкая и глубокая, что диву даёшься от понимания этой глубинности.
Глубина во всём: в
определении времени суток, поры года, в выборе слова для описания и того, и
другого.
У автора, на мой взгляд, любимое время суток – жизнь, время, когда
утро перетекает в день, а ночь проходит в ожидании утреннего света. Этому,
дающему свет поэту, верю, потому что он
во всех своих движениях
естественен - и когда спешит « окунуться в мелодию прожитых лет», и
когда «сам прощён…но сердце виновато»,
и когда глядит «вспотевшими глазами на
лес, на дымку, на закат…»
У автора и любимая пора года – жизнь, время наглядного представления о
той истовости, с которой живёт человек, догадываясь о её скоротечности, потому
что «первый вскрик», и «смертную дорогу не отменить и не
предугадать».
Справедливости ради надо отметить, что у каждого великого поэта есть стихи,
весьма полно и целостно отражающие и выражающие их взгляды на мир, на
общественное развитие, на человеческую сущность. Это чаще всего хрестоматийные
стихотворения. У Анатолия Юрьевича таких стихов – россыпи. Они о вечном: о жизни,
Родине, любви, времени, судьбе…Что их объединяет? На мой взгляд, душа…
И поэт, как и всякий другой человек, есть явление уникальное,
единственное, с душой, не похожей ни
на чью другую. И если мы хотим понять его стихи, то должны попытаться понять
его душу, мы должны следить не за
тем, чем он случайно похож на Блока, Рубцова, Цветаеву, а лишь за тем, чем он
ни на кого не похож.
Стихи Анатолия Юрьевича волнуют меня, и я позволяю себе эту роскошь –
тревожиться ими, плакать от них, и мне сегодня глубоко безразлично, к какому
литературному направлению они принадлежат. Хочется увидеть в его стихах именно
то, чего нет у других авторов.
Хочется понять то редкостное и странное нечто, которое именуется душой…
Все важно в поэзии: и фонетика, и стилистика, и композиция, и язык, но
во всём этом должна быть душа. В стихах А.Аврутина она не просто есть, она – главный герой.
Да, странная она, эта душа: в ней все формы, стили, все музыкальные
вибрации, вся литературная техника. Автор оберегает свою душу от бездушия
окружающих, душа у него нараспашку, она превыше всего:
Но дух превыше звезд, превыше
плоти – дух,
Превыше высоты и вечного молчанья.
С ним видит, кто не зряч,
с ним слышит тот, кто глух,
С ним кается, кто век не
верил в покаянье.
Да, душа как особая субстанция в стихах
поэта, которая «болит», «терзается», «ликует», «поёт по-птичьи»,
«отгорает», «вопрошает»… Духовное начало в стихах А.Аврутина – основа к
постижению смысла вообще. Есть душа – есть смысл. « Не тревожьте других, // если в душах у вас не тревожно…» - говорит поэт. И что может быть мудрее сказанной
мудрости?
И душа в стихах А.Аврутина – не что-то
нематериальное, независимое от тела, а то, что направляет человека и управляет
им: «По ребрам бьёт душа под зябкой
кожей. И всё грозит: «Посмотришь, отгорю
и стану лишь на искорку похожей».
Бесполезно казаться неискренним, лгать, потому что «…от лжи бесконечной в душе бесконечно тревожно, // И от вечной тревоги
в душе бесконечная ложь…»
Душа – категория особенная, она часть любой материи, она способна зримо резонировать:
Швырнули речке в душу камень,
Швырнули просто, не со
зла.
По глади утренней
кругами
Обида тихая пошла…
Это и есть страстно гражданственная поэзия без какого-то намёка на
риторику, поэзия глубокого лиризма. И Анатолий Юрьевич представляется мне в
этом отношении поэтом – новатором, расширяющим возможности поэзии и дополняющим
её содержательным и духовным началом.
В лиризме А.Аврутина немало живых
интонаций, точных психологических поворотов, трагических моментов. О ком пишет
поэт? О нас с вами, о каждом, потому что мы все – странники, путники, пилигримы
на дороге жизни…
Посиди же со мной… Помолчи…
Я взгрустну, ты помолишься
Богу,
Чтоб сыскал наконец-то
дорогу
Странный путник в туманной
ночи.
Кровавыми земляничными пятнами горят
настоящие слова, полные смысла,
высвечивая всё мироздание поэзии Анатолия Юрьевича. Это – «душа», «Родина», «свет»,
«любовь»…
Трепетное, болевое слово в каждом стихе. То единственное слово,
найденное поэтом, которое, встав в строку, заставляет её звучать.
У
поэта сильный инстинкт – стремление к
совершенству, к такой поэтической законченности, когда из стиха нельзя выкинуть
ни одного слова. Инстинкт
единственного слова присущ Анатолию Юрьевичу – слово в строке незаменимо, ради
него снимается многослойная шелуха других слов. В стихе каждое слово на своём
месте:
Я случайно родился на самой смурной из планет,
Я случайно подслушал, что
небо вещает народу…
И шальное перо, окуная в
чернёную воду,
Соловьиную душу роняю в
солёный рассвет.
Он доверяет словам как носителям вещих звуков, доверяет их
причудливому сплетению, в них он находит истину и смысл. Такое впечатление, что
автор не отделяет свой текст от себя, то есть не делает его объективным, не
смотрит на него со стороны. Он в нем живёт, он живёт с ним, ему важно
выплеснуть своё состояние, полное противоречий...
А сколько этих противоречий и сколько смысла в этих противоречиях!
Эпицентр стиха там, где автор,
где его страдающая «соловьиная» душа, а она везде и во всём. Душа поэта кажется
настолько израненной, что никогда не
сможет излечиться – не хватит времени и снадобий таких, которые способны были
бы возродить её и сделать неуязвимой… Чувствовать чужую боль и принимать её как свою - может
только человек, у которого заживо содрали кожу. Вот почему способен автор чувствовать
«лучик дыханья», но «любовь от боли отличить не в силах».
Присутствует в них и горечь как неизбежность…
Кто пробовал земляничное варенье, тот знает: горечь присутствует - избавиться
от нее почти невозможно, разве что подмешать другую ягоду.
Диапазон чувствований поэта широк, а между ним
– сотни, тысячи тончайших оттенков. Через сердце поэта прошли и сомкнулись современное,
прошлое, будущее: эпоха Николая и время Пушкина, январь 1924-ого и бревенчатая
Русь, двадцатый век «в сраженьях и
страстях»…
Мне
видится каждое стихотворение Анатолия
Юрьевича в определенном цвете.
И
каждое понравившееся стихотворение - это та ароматная земляничка, которая
выстрадана из крови и плоти авторской души. Яркой мозаикой, несмотря на
классический черно-белый рисунок стихов, представляется мне двухтомник "Времена".
Поэзия Анатолия Аврутина – это тайна,
которую надо постичь, открыть, разгадать. Поэт тоже тайна, он соткан из
противоречий, сомнений, боли. Слова в текстах стихов часто неясны и путаны, но
они носители неотразимо заразительных ритмов, которым подчиняешься против
собственной воли - они очаровывают.
Безграничность поэтического
мира – вот что показывает нам поэт. «Холодное,
мокрое лето», «Отчизна и кров», «февраль двенадцатого года», «две чужих и
холодных души», «век Золотой», «дитя - двадцатый век»…Что общего между
столь разрозненными в пространстве и во времени явлениями?..
Безграничный поэтический мир,
включающий и то, и другое, и третье, и сто двадцать третье в силу органичности
восприятия мира явлений, предметов, вещей. Анатолий Юрьевич Аврутин умеет
соединять, казалось бы, несоединимое, далёкое
друг от друга. Из вопросов и ответов, из многих важных частностей соткана поэзия человека, обладающего безукоризненным
зрением поэта, ищущего ответы на жизненные
«почему» и «как».
…Как
я жил на земле?
Был
наивен, а, в общем,
Обычен.
Я
любил соловья,
И
любил, когда вишни цвели.
Ты
на холмик присядь,
Набери-ка
в ладонь
Земляничин,
И
попробуй на вкус эти алые слезы земли,-
эти строчки «Монолога из неизвестности» о войне, о памяти, о
жизни, о вечном…
Немножко горечью, немножко свежестью, а
все-таки земляничным ароматом тянет от настоящих стихов настоящего поэта…
И вкус у стихов – земляничный, родной,
от земли…
Чудесная статья , по настоящему раскрывшую истинную цель учителя . Ведь учитель даёт нам не только знания , но и учит нас жизни !
ОтветитьУдалить