вторник, июня 15, 2021

У НАС ВСЁ БУДЕТ ПО-ДРУГОМУ - конкурсная работа

( эссе на художественный фильм режиссера В. Грамматикова «Всё наоборот») 
Фильм режиссёра Виталия Фетисова и Владимира Грамматикова «Всё наоборот» был третьим из запланированных мною к летнему просмотру в  моей «копилке советских фильмов». Предыдущие две картины «Вам и не снилось» и «В моей смерти прошу винить Клаву К.» оставили глубокий след в моей душе и достойны отдельных рассуждений. И вот только зимой очередь дошла до фильма «Всё наоборот». И сразу на первых минутах фильма – восторг от актёрского состава! Как же неожиданно и приятно было увидеть актеров, которые ранее мне  были знакомы по взрослым ролям, а в этом фильме  в возрасте моих ровесников. Ольга Машная – милая красавица, её я запомнила по роли Софьи в фильме «Гардемарины, вперёд!». Она  необычайно обаятельна, красива в свои семнадцать лет. Огромные, бездонные, озорные глаза, невероятные взгляд и улыбка. Неудивительно, что по сюжету её внешность сразу притягивает внимание главного героя – Андрея, роль которого исполнил совсем юный Михаил Ефремов. Его игра в этом фильме меня целиком обаяла. Пожалуй, для меня эта роль Ефремова более значима, чем его взрослые работы. Так талантливо играть в юном возрасте – это поистине актёрское дарование!

Итак, ощущение легкости на первых минутах фильма не покидало меня уже на всём его протяжении. Конечно, можно уйти в философские рассуждения о «Ромео и Джульетте», проблеме отцов и детей, но этот фильм заявлен в категории «комедия», «мелодрама»,  его так и следует воспринимать. Два друга-десятиклассника рассуждают о любви, а я наблюдаю за ходом их  мыслей.

И если один – практик, заявляющий, что настоящая проверка чувств – это поцелуй, то второй – романтик, утверждающий, что не ошибается лишь тот, кто верит в любовь с первого взгляда: лицо из толпы, вспышка…и сразу на всю жизнь! Долго ждать не пришлось: случайная встреча, и вот они – эти глаза! Наташа и Андрей. Первая любовь с первого взгляда! Романтик Андрей сразу заявляет, что у них всё будет по-другому, нельзя поддаваться стереотипам и терять индивидуальность, обещает любимую увезти на край света.

И всё закрутилось:  беседы, прогулки допоздна, «похищения» с уроков, внезапная романтическая поездка в Ленинград.  И сразу решение жениться! Неожиданно, конечно! Пропущены целые главы в отношениях, всё очень стремительно, быстро.  Погружение в проблемы взрослой жизни, быта, возвращение к стереотипам, потеря индивидуальности, обиды, ссоры –  тупик. Это так, если описывать сюжет сухим языком краткого содержания, но в фильме много моментов, на которые хотелось бы обратить внимание.

Друзья. Какие они?  Мне однозначно больше импонирует друг Андрея  – Боб, с его забавными, но безобидными советами о поцелуях. Он, безусловно, настоящий друг, потому что  готов прийти на помощь, подстраховать, спасти, если нужно. И в противовес ему Люба, подруга Наташи. Её бесконечные советы вызывают улыбку. Она рассуждает, как взрослая тётка, умудренная жизненным опытом женщина, знающая, что делают мужчины, когда гаснет свет, как должна изначально вести себя девушка на первом свидании, чтобы мужчина уважал её всю жизнь. А чего стоит метафора о мужчине, капитане корабля, который находится на ладони у женщины! Постепенно  улыбка от её советов сменяется раздражением, кажется, что все эти поучения продиктованы лишь чувством зависти.

Родители. Какие они? И снова с радостью узнаю знакомые фамилии: Олег Табаков (с голосом кота Матроскина) и Светлана Немоляева. Любимые актеры, отличная игра! Уже в начале фильма, в титрах, меня удивил момент, что не все актёры были заявлены как самостоятельные герои. Отдельно значилась семья Ермаковых и семья Лоскутовых. Уже в титрах они были не иначе, как семьи. И я увидела это именно так, вопреки рассуждениям в некоторых отзывах об имеющем месте конфликте поколений. Конфликт в семье Ермаковых, конечно, возникает, но он продиктован заботой, житейским опытом и любовью в воспитательных действиях родителей. Их запреты хотя и расстраивают Наташу, но не вызывают затаенной обиды, агрессии, явного демонстративного непослушания. Это тоже свидетельствует о целостности семьи и ценности отношений.  В каждой из семей присутствуют как импульсивные, эмоциональные родители, так и мудрые, уравновешенные их половинки. Очень располагает к себе сдержанная позиция папы Андрея с его философским подходом к ранним бракам и советом потерпеть месяц перед женитьбой. Он не отговаривает, не читает нравоучений, он советует, прекрасно помня свои переживания и поступки, когда сам был  в возрасте сына. А просьба папы «ничего пока не рассказывать маме» продиктована заботой о ней. Он предчувствовал, что за месяц страсти улягутся, мечты обретут очертания реальности, и мама не будет шокирована.

В семье Лоскутовых более мудро и сдержанно ведет себя мама. Её женская интуиция с самого начала подсказала ей, кем на самом деле является одноклассница Оля.  Но она не выдавала секрет влюбленных, позволяя им встречаться дома. Папа же у Наташи, как мне кажется,   слишком эмоционален. Его поступки категоричны, резки, импульсивны, но в них настолько очевидна отцовская любовь, что ему можно простить его перегибы.

Школа. Какая она? Хотя школьных сцен в фильме немного, но я для себя сделала два вывода. Жизнь десятиклассников тех лет мне показалась значительно легче, проще и «свободнее» по сравнению с жизнью современных гимназистов. А некоторые учителя мало чем изменились. Так, учительница начальных классов на открытом уроке объявляет, что выбор стихов для чтения свободен, но как только дети начинают читать взрослые «неудобные»  стихи Блока о любви, она прерывает их. Главное: чтобы гости не подумали ничего плохого. А свободный выбор детей  – это определено неправильный выбор. Хорошо, что среди моих учителей есть всё-таки  другие, понимающие нас.

Когда я была маленькой, меня очень возмущало, что иллюстрации на странице книги не всегда соответствовали содержанию именно этой  страницы. В этом фильме удивительно прекрасное попадание песен в сюжеты картины. Музыка Марка Минкова волшебна.  А исполнение и слова песни «Двух дорог пересеченье» завораживают и проникают в душу. Эта песня вносит легкую грусть, наводит на философские размышления.

Анализируя собственное отношение к героям, я делаю вывод, что при всей моей женской солидарности, симпатии всё же на стороне Андрея.  Мне кажется, что из него мог бы получиться замечательный спутник жизни. Он заботливый, предприимчивый,  веселый, романтичный, легкий на подъём, с чувством юмора и долей авантюризма. 

Главные герои фильма кажутся младше своего возраста, возможно, так и задумано режиссером.  Они не готовы к обрушившимся чувствам, но хотят сразу повзрослеть, жениться, утвердиться. Они принимают решения стремительно, спонтанно. Даже поездка в Ленинград выглядит не очень-то романтично: все бегом, бегом, музеи, музеи, музеи. Поцеловаться? На это не было времени, да и не возникает желания у них, они даже за руки ни разу не взялись.  Да, это любовь, но ещё детская, наверное, хотя и хочется им казаться взрослыми.  А то, что не смогли они справиться с испытаниями, простить друг друга, сохранить любовь, конечно, обидно. Но в данной ситуации, в силу их возраста, это, скорее всего, не трагедия, а опыт, урок. Мы ведь все взрослеем и учимся, в том числе и через ошибки, разочарования, неудачи. 

 Весь фильм пронизан иронией и юмором в добром и чистом его проявлении.  Это читается и во фразах, и в отдельных сценах, и в сюжете в целом. Приятно было окунуться в атмосферу 80-х годов: как будто попадаешь в рассказы о мамином детстве или  смотришь семейный альбом. В целом, картина очень легкая, светлая и динамичная. Она, конечно, заставляет задуматься и сделать выводы, но происходит  это ненавязчиво, легко и с юмором.  Я даже рада, что не успела посмотреть фильм, как планировала, на летних каникулах, когда у меня был период жизненного покоя и желания к размышлению над более глубокими и «трагичными» произведениями. Просмотр же фильма «Всё наоборот» пришёлся на более динамичный и напряженный период  моих школьных будней и оказался  как нельзя кстати. Он оказал прямо терапевтический эффект на моё состояние, помог отвлечься от учёбы и заставил помечтать.

… Всё-таки время идёт, оно меняет нас не только внешне. Мне кажется, у меня (или, вернее, у нас) всё будет по-другому! 

Маркевич Анна, 11 класс


Комментариев нет:

Отправить комментарий