среда, января 22, 2014

Слово о Януше Корчаке

Януш Корчак… Сегодня писали изложение в 9 классе об этом человеке. К сожалению, никто из ребят ничего не слышал о нём. Пообещала подготовить информацию.

 Обещание выполнила - читайте…                                  


Шел третий год второй мировой войны. Третий год Оккупации Польши немецко-фашистскими войсками. Третий год так называемого окончательного решения нацистами «еврейского вопроса» – то есть попытки полного уничтожения еврейского народа.
5 августа 1942 года дети из «Дома сирот» в Варшаве были отправлены в товарных вагонах в Треблинку, чтобы быть сожженными в печах этого лагеря смерти только за то, что они родились в еврейских семьях. Никакого другого преступления против германского рейха эти дети не совершили.

Тот день, когда двести  детей Дома сирот отправляли на смерть, ничем не отличался ни от предыдущих, ни от последующих дней в оккупированной Варшаве. Заканчивалась вторая неделя «Большой акции» по уничтожению варшавского гетто. Но в этот день случилось нечто, из-за чего именно эта отправка, казалось бы, такая «обыкновенная», вошла в историю.
Дети из «Дома сирот» подошли к месту сбора колонной. Впереди развевалось зеленое знамя с нарисованным цветком клевера. В первом ряду шел старый человек, держа за руки двоих детей – самых маленьких. Это был руководитель Дома сирот Януш Корчак – тоже еврей, и так же как и дети, никакой другой вины перед немецкими фашистами не имевший. Януш Корчак отправлялся в лагерь смерти вместе со своими воспитанниками.
И вот тут легенда свидетельствует о том, что в налаженной фашистской машине произошел сбой. Корчак был настолько знаменит, что его знал даже немецкий офицер, руководивший погрузкой детей в вагоны. Может быть, он слышал о радиопередачах Старого Доктора или читал про Короля Матиуша, кто знает?
Узнав, что этот старик и есть ТОТ САМЫЙ ЯНУШ КОРЧАК, офицер предложил ему остаться. Корчак отказался оставить детей и отправился вместе с ними навстречу смерти…
Эта история стала известна всему миру.
Но чем же был так знаменит этот Януш Корчак?

СТАРЫЙ ДОКТОР
Не каждый ребенок знает, что такое любовь и тепло, но, наверное, каждый сталкивается в своей жизни с пренебрежением, недоверием и бесправием. Может ли быть по-другому там, где царит власть сильных? Ребенок же всегда окажется среди слабых. Но так же как вечен произвол силы (власти, денег, взрослости…), вечно движение «на стороне слабого». Благодаря людям, идущим этим путем, наша жизнь приобретает глубокий смысл и веру в добро и справедливость.
В довоенной Варшаве жил человек, которого многие знали как Старого Доктора. Под этим псевдонимом он вел передачи на польском радио. Он и вправду был очень известным в Варшаве детским доктором. В своих беседах по радио он говорил о вещах простых и важных. О том, что ребенок не будущий человек, а уже сегодняшний, и его не столько надо готовить к «настоящей жизни», сколько помочь в настоящем жить достойно и счастливо. О том, что и мама, и учитель должны доверять больше ребенку и себе, и меньше книжным истинам и общим мнениям. О том, что нужны не только декларации о правах детей, но и конкретные действия в защиту таких несложных, но повсеместно нарушаемых прав детей, как право на тайну, право на ошибку, право на неприкосновенность собственности, даже самой пустяковой с точки зрения взрослого. И об этом же он писал в книгах для взрослых и детей. А так как он имел писательский талант, книги его стали известны по всему миру. Только на обложках стоял литературный псевдоним Генрика Гольдшмидта – Януш Корчак.

ЧИТАЕМ КОРЧАКА
«КОРОЛЬ МАТИУШ». Великая грустная, но оптимистическая книга о проблемах, волнующих детей. Как сделать так, чтобы взрослые услышали детей, признали их право на собственный голос? Чем взрослые отличаются от детей, что они могут такого, чего не могут дети? Что такое одиночество и непонимание? Сюжет книги – как в лучших занимательных романах для взрослых.
«БАНКРОТСТВО МАЛЕНЬКОГО ДЖЕКА». Чудесная, живая, правдивая и очень современная повесть о приключениях маленького мальчика, пытающегося самостоятельно организовать школьный кооператив.
«КАЙТУСЬ-ЧАРОДЕЙ». Веселая книга о мальчике, представляющем себя способным творить чудеса.
«КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА». Очень важная и интересная книга, в которой Корчак-педагог излагает свои гуманистические идеи и описывает случаи из своей жизни и работы с детьми. Книга нужна взрослым, чтобы хоть иногда читать о том, как можно было бы жить с детьми, уважая их достоинство и права. Книга может быть очень полезна юношам и девушкам, желающим самим пытаться выстроить свою жизнь.
Все книги Корчака, а только на русском языке их издано более пятнадцати, написаны удивительным живым языком с поразительным знанием реальных проблем и чаяний детей.
«… Недалек тот день, когда зеленое знамя будет принято для детей всего мира. И тогда дети поймут, что они не должны драться, и будет порядок. И все люди будут любить друг друга. И совсем не будет войн. Потому что, если люди научатся не драться, пока они маленькие, не будут драться и тогда, когда вырастут…»
Король Матиуш Первый

НАШ ДОМ
Януш Корчак знал радости и трудности детской жизни не понаслышке. С 1911 года до конца своей жизни он работал с детьми – сиротами в Варшаве – в «Доме сирот», где жили еврейские дети, и в детском доме для польских детей – «Наш дом».
Это были особые детские учреждения – островки уважения к ребенку в море унижения и бесправия, детские республики, соблюдавшие права детей в общем бесправном пространстве.
В Детских Домах Корчака взрослые и дети пробовали жить вместе, УВАЖАЯ друг друга, то есть признавая ПРАВА друг друга. Взрослые в этих «детско-взрослых» государствах признавали право ребенка быть самим собой, право детей на уважение, на тайну, на равноценность взрослому.
Как и у любых уважающих себя государств, у Детских Домов был свой флаг.
Действовали и механизмы, позволяющие всем (взрослым и детям) отстаивать свои ПРАВА и ПРАВО другого на уважение к себе, например:
ГАЗЕТА – может быть, первая в мире газета, которую делали сами дети, в которой честно и открыто писали о своей жизни;
СУД – избиравшийся демократическим путем и справедливо разрешавший многие конфликты, так часто возникающие между ребятами; судить можно было и воспитателя, и самого Корчака.
ДОМ СИРОТ В ГЕТТО. ШАГ В БЕССМЕРТИЕ
«Если бы можно было остановить солнце,
то это надо было бы сделать прямо сейчас».
Я. Корчак – накануне гибели.

Даже в мирные годы жизнь этих детско-взрослого государств складывалась непросто. В обществе всегда сосуществуют и противопоставляются друг другу две идеологии: УВАЖЕНИЯ к человеку и ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ человеком. Эти идеологии трудно уживаются вместе и в спокойное время. Но никогда еще эти идеологии не сталкивались так сильно, так остро, как это произошло с «Домом сирот» в оккупированной Варшаве. С одной стороны, «Дом сирот» Корчака, со своим внутренним укладом жизни, построенным на УВАЖЕНИИ к любому ДРУГОМУ – маленькому или большому, поляку или еврею, правому или неправому. С другой стороны, машина фашистского государства, основой идеологии которого является поиск ВРАГА и его уничтожение. Врагом становился каждый, чуть-чуть отличающийся от установленной нормы – мыслящий по-другому, живущий по-другому, человек с другим цветом кожи или другого происхождения.
После вступления немецкой армии в Варшаву ситуация с «Домом сирот» стала трагической – была запрещена всякая благотворительная деятельность. С отчаянием и настойчивостью Корчак добывает средства на содержание детей. Он выпускает «Воззвание к жителям Варшавы», где требует помочь «Дому сирот», с риском для жизни собирает пожертвования, несмотря на террор оккупантов.
В Ноябре 1940 г гитлеровцы приказали перевести «Дом сирот» в гетто, изолированный район города, окруженный высокой каменной стеной с колючей проволокой. Во время переезда за сопротивление жандармам фашисты избили и бросили Корчака в тюрьму; только через несколько месяцев его бывшим воспитанникам удалось освободить Старого Доктора.
Он вернулся из тюрьмы к своим детям. Положение в гетто было отчаянным. Теснота, нищета, голод, болезни, трупы умерших на улицах. Смертная казнь – за попытку побега из гетто.
Корчак живет в изоляторе вместе с больными детьми, отчаянными усилиями ежедневно добывает продовольствие для своих детей.
В попытке жить по-человечески до последнего момента, пока вообще возможно жить, уважая себя и других, Корчак сделал все для сохранения у детей «Дома сирот» человеческого достоинства и надежды…
22 июля 1942 г. немцы начали ликвидацию варшавского гетто. Под конвоем жандармов, колонны в несколько тысяч человек шли по опустевшим от ужаса улицам на посадку в товарные вагоны и отправлялись в газовые камеры Треблинки.
Дети из интернатов, детских домов направлялись в лагерь смерти с первыми эшелонами.
Когда пришла очередь, «Дом сирот» вышел в сомкнутом строю, со своим зеленым знаменем надежды…
Дети не знали, для чего их везут в Треблинку. Корчак это знал. Он шагнул в бессмертие…

ПАМЯТЬ О ЯНУШЕ КОРЧАКЕ
Я никому не желаю зла,
не умею, просто не знаю, как это делается.
Я.Корчак
                                                            1998 г. – год 120-летия со дня рождения Януша Корчака, великой личности двадцатого века.
В послевоенные годы во многих странах мира начали создаваться корчаковские организации, объединяющие людей различных профессий, национальностей и вероисповеданий – всех, кому дороги гуманистические идеалы Корчака. Эти общества в разных странах – в Польше и Швейцарии, в Голландии и Израиле, в Японии и Франции, в Австрии, Бразилии и России – стремятся не только изучать педагогическое наследие Корчака, но и конкретными делами помогать детям в обеспечении их прав, главным из которых является ПРАВО НА ЖИЗНЬ.
Лучшей памятью о великом праведнике Януше Корчаке, о его нравственном подвиге может стать объединение усилий взрослых и детей в создании мира без насилия, войн, дискриминации. Важен каждый, даже самый маленький шаг на этом пути.
Если бы собрать все улыбки детей,
Улыбки цветов и улыбки птиц,
Улыбку поэта и улыбку врача,
Сложились бы стихи в память
о Януше Корчаке.
Стихи о человеке, который во мраке,
В мире, сумасшедшем от ненависти,
Имел светлое сердце и светлые мысли,
Стихи о человеке, любившем детей.
Стефания Нэй «О Януше Корчаке»
Сборник «Дети гетто», Варшава, 1949 г.
По материалам буклета подготовленного в 1998 году Санкт-Петербургским НПЦ «ХОЛОКОСТ» и Санкт-Петербургским Обществом Януша Корчака к 120-летию со дня рождения Януша Корчака.

Составители: Левина Е.С., Гурвич А.М., Эпштейн М.М.

Комментариев нет:

Отправить комментарий