Чтение стихотворных строк, которые содержат
философию мысли, – это не развлечение,
не отдых, а напряженный душевный труд, требующий больших внутренних усилий. И
подходить к таким стихам с бытовой читательской меркой «нравится или не
нравится» нельзя! Лирика утверждает ценности, не зависящие от наших вкусов,
желаний. Она добивается, чтобы читатель признал её, потому что она говорит
такую правду о человеке, которая обнажает его эгоизм, тщеславие,
несовершенство.
Поэзия
В.Хатюшина – это поэзия кратких, но ёмких формул, заключающих в себе мощную
образную энергию: «всё не так, как хотелось бы нам на земле», «наша бренная
жизнь коротка и хрупка», «оглянёшься – и всё позади», «время нельзя
превозмочь»…
В
творчестве В.Хатюшина романтические по своей ориентации произведения
соседствуют с реалистически-философскими. Поэт-реалист использует опыт
романтического освоения мира в полном его объеме. Но одновременно расширяет и
дополняет этот объём, показывая трагизм замкнутой в самой себе романтической
личности, а реализм не ограничивается представлением о реальностях жизни только
чувственным опытом:
Первой ласковой зеленью полнится взгляд.
Но глаза любоваться весной не хотят.
Непонятной тревогой взволнована грудь.
Даже ночь не снимает смятенья ничуть.
В поэзии
нельзя лицемерить, так как, по мнению Н.М.Карамзина, «творец всегда
изображается в творении и часто против воли своей». В.Хатюшин искренен в
стихах, он открыт, насколько это возможно, он не боится показать свою слабость
перед ликом природы:
Может, это расшатаны нервы совсем –
я себя не могу успокоить ничем.
И бреду, словно тень, в беспокойстве
своём
под весенним, под нежным, под тихим
дождём…
Самое романтическое время года вызывает тревогу,
несогласие с внутренним миром человека. Но этот «весенний мир» тоже полон своих
формул: «чем весенние ночи темнее, тем пронзительней песнь соловья», «и сирень,
и каштан расцвели под окном, значит, жизнь повернулась на лето», «ветер и дождь
в среднерусской природе грустному сердцу нужней»…
Часто на
первом плане оказываются не объективные картины жизни, с которыми имеет дело
человек, а личность автора с глубоким интересом к самому себе, к своему
внутреннему миру.
Автор
настолько впечатлителен, что каждая мелочь вызывает в нём душевное волнение,
является источником противоречивого потока переживаний:
На сердце боль ещё не отпускает,
еще душа остывших слез полна.
Не радует, не греет, не ласкает
Дождливая, без матери, весна.
Главный
герой – автор – не замкнут в пределах своего я. Не слишком
озабочен субъективным содержанием своих эмоций. Главную роль играет внешний
мир, и поэт-реалист искренне заинтересован в истинном его понимании и
объективной его оценке:
Себе внушаю: помнить зла не надо.
Смотрю, как блещет алый небосклон.
Июльский вечер. Нежная прохлада.
И отдалённый колокольный звон.
Радостное узнавание неисчерпаемой сложности и
утонченности душевного мира дает право
поэту найти те важные и точные слова, те формулы, чтобы определить ими своё
состояние: «и нет желанья жизнь начать сначала, она другой не станет всё равно»
или «»потерян смысл всего, чем жили мы когда-то»…
Поэт-философ
В.Хатюшин останавливает внимание читателя не драматизмом событий, не обилием
внешнего интереса, а глубиной и мудростью ёмких поэтических формул:
«снова сердце радо зареву заката», «родившийся для смерти,
умру для вечной жизни», «мы не можем с тобой отчего-то не любить эту землю до
слёз», «да, в мире все мы Божьи дети» и др.
Д.С.Лихачев
говорил о том, что «у человека должны быть любимые произведения, к которым он
обращается неоднократно, которые знает в деталях…»
Вероятно,
детали – это и есть те ценные и единственные в своем роде формулы, афористичные
жемчужины, которые дают право
поэту-романтику, поэту-философу В.Хатюшину занимать одно из главных мест в
современной русской поэзии.
А.И.Костюк-Светлицкая
Комментариев нет:
Отправить комментарий