«ЗДЕСЬ
ЖИВУТ ЛАСТОЧКИ, КОТОРЫХ ЛЮБИЛ ПУШКИН» (Эссе на документальный фильм «
Уехать нельзя остаться»)
(Работа участвует в конкурсе)
Свердловская область, Артемовский район, село Мироново – адрес, по
которому отправляюсь, пусть и заочно, чтобы понять то, что, казалось бы, понять
невозможно. Край невероятных просторов, раздолья и воли. Край редкой красоты,
которая до сих пор не утратила очарования первобытности. Именно здесь и
происходят все события документального фильма Никиты Боброва и Павла
Фаттахутдинова «Уехать нельзя остаться».
Фильм, который вызвал у меня самые противоречивые чувства: от умиления
красотой безбрежных просторов до
негодования за «такую» жизнь в 21 веке. Узнал о существовании небольшого села
Мироново, о людях, мечтающих жить лучше. Сразу скажу, что таких сел на нашей
белорусской земле пруд пруди. В них тоже
живут люди, которые мечтают жить лучше.
В фильме нет сюжетных линий и интересных поворотов – все просто, но
зрителю от этого еще сложнее понять совсем иную, чужую жизнь и раствориться в
ней, хотя бы на время.
Повествование ведут мироновские жители – несколько человек разных поколений, и у
каждого свои печали и радости. Детишки, очаровательные, простодушные, смело
рассказывают о своих мечтах: «хочу лошадь купить», «хочу пастухом стать». А о
счастье говорят просто: «Мы живем в домах. Мы счастливые!» И это счастье
неподдельное, настоящее, а взгляд у детишек открытый.
Школьники этого села умеют рассуждать, понимают, в чем смысл жизни, но
понимают этот смысл по-своему, по-есенински – «с крестьянским уклоном»…О
городских детях они знают, что они «другие», но ничуть им не завидуют.
Школьница-подросток рассказывает о состоянии, когда ей грустно. Тогда она
рисует, а когда весело – рисунки не получаются. Мальчишки говорят, что любят математику, физику…
Школа, на вывеске которой написано, что она основана в 1882 году,
вероятно, учит правильно, взращивая в душах детей основы человечности,
добрососедства. Возможно, поэтому школьники, которых мы видим в кадре,
одухотворенные, счастливые, они никого ни в чем не обвиняют – сами пытаются
искать выход. Через приоткрытую дверь из класса доносится текст диктанта:
«Здесь живут ласточки, которых любил Пушкин…» И о Пушкине, и о Ломоносове дети
узнают здесь, в школе, потому с любовью вспоминает бывший ученик, житель этого
села, то, что дорого его сердцу: «Любил школу. Здесь всему учили. И к
математике тянуло. И трактор в школе был…»
И не только трактор! На селе раньше все было: и роддом, и свой
стационар, и пекарня, и столовая. Теперь ничего не осталось. Только клуб-музей,
напоминающий избушку на курьих ножках, клуб, который еще принимает детишек, а те так уверенно тянут незатейливые
мироновские частушки. Со стен избы смотрят на это представление черно-белые
снимки глазами односельчан. Лица у них светлые, открытые, как и у современных
мироновцев! Сохранена невидимая связь поколений.
На примере одной семьи, состоящей из матери и четырех сыновей, мы
представляем жизнь всего села. Трое парней
уже выучились и уехали кто куда. Младшему еще предстоит сделать выбор,
но любящий математику парень уверенно говорит о том, что в нем есть
«потенциал», который нужно реализовать, а здесь это сделать невозможно. Матери
тяжело отпускать своих сыновей, но она хочет им лучшей доли, поэтому не держит
своих птенцов.
Фильм вызвал очень грустные чувства. Молодые люди уезжают из Мироново за
лучшей жизнью, хотя они любят свое село и своих родителей, но здесь нет
перспектив. Пословица «где родился, там и пригодился» не работает. Кто-то
скажет, что сами люди и должны создавать условия, а я не соглашусь. Молодому
человеку, вернувшемуся из армии, никто не предложил рабочее место – полгода
прошло зря. А работа кочегара – небольшая перспектива для будущего семьянина.
Время в Мироново как будто остановилось. Это значит, что село умирает:
дети уезжают, старики доживают. Есть, конечно, и те, кто остается в своём селе
жить, но таких немного. Другая жизнь иногда врывается в село с ревом байкерских
моторов, все-таки асфальт проложен, и связь с другим миром существует. Но
картина мироновской жизни производит невероятный эффект. Особое
впечатление на меня произвел фрагмент фильма, где юноша обедает в котельной.
Нет никаких условий – нет стола, посуды, а по телевизору в это время идет
передача о величии России, о её богатствах. Контраст между тем, что на экране и в этой маленькой котельной,
вызывает негодование. Гигантской стране, богатейшей в мире, нет дела до этого
уголка земли, где еще умеют мечтать, рисовать, когда грустно, и быть
счастливыми, когда живешь в доме. Вот в этот момент, как говорит герой
известного всем фильма, «за державу обидно». С обидой досматриваю дебютную
работу молодого режиссера Никиты Боброва и все-таки радуюсь: небезразлична
судьба села, если о нем снимают фильмы. А фильм удостоен многочисленных призов!
Я бы тоже дал специальный приз этому фильму «За любовь к земле и к людям, на
ней живущим».
Мечтает молодой человек, главный герой фильма, о дружной
семье, о трех-четырех детишках, собирается строить двухэтажный дом,
чтобы всем места хватало, и мечты его, по всему видно, сбудутся. И под крышей
дома непременно будет гнездо. И кружить над гнездом будут ласточки, «которых
любил Пушкин». Есть надежда, что молодой человек останется здесь, где построит
дом, где совьет свое гнездо.
Название фильма « Уехать нельзя остаться» предполагает сделать выбор.
Я очень хотел бы поставить запятую перед
последним словом, но ставлю после первого!
Каленик Константин
Интересная работа! Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Михайловна! И мне она кажется интересной!
Удалить