четверг, марта 19, 2020

Конкурсная работа -2


НАДО БЫ  ЕГО ЗАЩИТИТЬ…
 (Эссе на художественный фильм «Шут»)
(конкурсная работа)
Смотреть советские фильмы не просто: они не для развлечения,  здесь нужно думать, переживать, перерабатывать в себе увиденное. Художественный фильм Андрея Эшпая «Шут», снятый в 1988 году по мотивам одноименной повести Юрия Симонова (Вяземского), – один из лучших советских фильмов о молодёжи. Во всяком случае, так о нем отзываются зрители. В киноленте показана та среда и те обстоятельства, которые строили, лепили характер подростка, формировали  его мировоззрение. Любопытно было наблюдать, сравнивать то время, ту жизнь, ту школу со всем настоящим, что есть у меня сегодня.
Валентин Успенский, главный герой, – уникальный персонаж, о характере которого можно спорить бесконечно. Режиссёр фильма поступает очень деликатно и демократично: он не навязывает зрителю готовую точку зрения о герое, а предоставляет возможность немного пофилософствовать, разобраться в нем и сделать свои выводы. Отличный режиссёрский приём! Да, юному зрителю непросто судить других, тем более своих сверстников.

Валя Успенский – сложный персонаж.  Особенности его поведения мы видим уже с первых кадров фильма. Эта непонятная фраза  «да, да, да,… нет, нет, нет…», произносимая им с различной интонацией в голосе, то рокочущей как бурный водопад, то затихающей до шелеста опавшей листвы, вызывает недоумение. И только потом становится понятно, что это не что иное, как психологический тренинг. Это разработанная им система, с помощью которой он постоянно производит свои «атаки». Но зачем они, против кого он собирается их направлять?  К числу атакуемых им «объектов» относятся и родители, и учителя, и одноклассники, и случайные люди, оказавшиеся рядом с ним.  
 Подросток вызывает негодование у окружающих, а  его поведение многих просто шокирует. Он делает, как ему кажется,  все из чистых побуждений,  но его «шутеновские» выходки обижают людей. Вероятно, он пытается таким образом самоутвердиться, обратить на себя внимание. Но эффект от этого обратный – непонимание,  неприятие. Я бы тоже не хотела себе такого одноклассника в друзья. А друзей у него нет, ведь с ними нужно делиться, доверять свои тайны, понимать их. А у Шута нет в этом потребности, нет у него желания разделять чувства других.
Окружающий мир Валя видит в чёрно-белом цвете. Даже его комната и иллюстрации в ней с изображениями философов в той же цветовой гамме. И такое настроение героя очень точно передаётся на экране сменой черно-белого кадра цветным. Но цветной кадр – это иная жизнь, совсем не его, в ней живут обычные люди, а он ведь особенный.
Поведение главного героя можно назвать хамским, а его самого – моральным уродом. Но не хочется торопиться с выводами, хочется вникнуть в жизненную ситуацию, ведь Валя – мой сверстник. Надо бы  его защитить…   Он талантливый ученик, умный, хорошо разбирается в психологии людей. У него большой интеллектуальный потенциал, мог бы в современной школе выступать на олимпиадах по математике. Зачем тратить время, отыскивая сложные задачки для учителя? Направить бы этот ум в нужное русло, дать возможность развиваться, возможно, обучать других, отстающих, например. Но нет среди взрослых людей таких, которые могли бы помочь ему найти себя. Вот и шатается заблудшая душа среди обычных людей в поисках себя.
Нет понимания и в семье. Здесь он тоже один – родители для него давно не авторитеты и не друзья. Он бросает вызов матери, отцу, обижает их, возможно, заслуженно, но это выглядит не по-человечески, противоестественно! Поведение родителей тоже настораживает: они не знают, как разговаривать с собственным сыном. И кажется, что он сильнее их, хитрее, решительнее. В семье нет теплоты, нет любви, нет душевности, а значит, нет понимания. Вероятно, родители и не догадываются, о чем думает их сын. А сыну наверняка бывает и  плохо, и одиноко…
Звучащая в кадре музыка  Андрея Леденева усиливает напряженность семейной драмы. А хор из оперы «Идоменей» В.А.Моцарта «Пусть невиновность сына пробудит в Вас сочувствие…»  в финале кинофильма скажет мелодией то, что невозможно выразить словами.
Фильм  «Шут» можно назвать «Педагогической поэмой», хотя педагогики в нем немного. Но есть замечательный урок для родителей, учителей, психологов! Именно взрослые виноваты в том, что подросток стал Шутом. Каждый должен определить, в какой мере и в какой степени виноват перед Валей Успенским.
Сегодня такие подростки, оказавшись в изоляции,  способны на многое…Примеров в жизни много – озвучивать страшно. Но именно из жизни герои приходят в книги и кинофильмы, а не наоборот…

Зайцева Екатерина 






Комментариев нет:

Отправить комментарий