Лить воду в переполненный сосуд... Так много сказано о «Слове», об этом «благоухающем цветке славянской народной поэзии», что, казалось бы, нечего добавить…
Пять тысяч книг и исследовательских статей 19-20 веков посвящены расшифровке глубинного смысла написанного. Не было ни одного крупного русского ученого-филолога, который не писал бы о «Слове».
Что могу сказать я, учитель, который из года в год изучает вместе с учениками это произведение, но не представляющая, как гудит земля под копытами сотен и тысяч коней, как звенят мечи и кольчуги? Постараюсь, однако, поделиться своими мыслями, честными, откровенными, а главное - искренними. «Слово о полку Игореве» напоминает мне глиняный кувшин, не заглядывая внутрь которого, можно увидеть, что внутри: если он наполнен, то на боках выступают капли влаги, если пуст, поверхность суха, как дорожная пыль в жаркий день. «Слово» утоляет своей родниковой свежестью…
Где бы ни было создано «Слово» - в Киеве, в Чернигове, в Галиче, в
Полоцке или в Новгород-Северском, - оно не воплотило в себе никаких областных
черт. Кто бы ни был автором «Слова» -
украинец, белорус или русский, - оно понятно, любимо каждому вдумчивому
читателю. Значит, Творение принадлежит славянам! Мудрый автор, он, быть может,
задумал таким образом объединить не только раздробленные земли, но и,
заглядывая пророчески вдаль, наши славянские народы, время от времени делящие
то нефть, то границы, а то и земли…
Русская земля в «Слове» осознается как нечто
единое, сильное, мощное, как достояние народа, идущего от одного корня. Вот
почему «…трубы трубят городеньски», «Сула не течет серебряными струями», а
«Двина болотом течет», когда тяжело земле Русской.
Родина, по мнению автора, это главная ценность
народа. И Русская земля, страдающая, величественная, любимая, - главный герой
повествования.
Есть ли что-либо ценнее матери-земли у наших
народов?! На славянских языках почти одинаково звучат слова: мать, родина и
земля. Мать, родина и земля вдохновляли автора-творца. Они олицетворяют
домашность, мягкость, теплоту. Мать, женщина – праматерь сущего, а это значит, что она всемогуща. Образы, сделали его творение вечным памятником -
одинаково понятным и близким всем людям, по-настоящему любящим свое, родное…
«Слово» напоено теплым, нежным и сильным чувством истинного патриотизма.
Удивляюсь собственному
открытию: а ведь наши предки любили свою родину ничуть не меньше, чем любим ее
мы, а патриотическое сознание Древняя Русь выработала намного раньше, чем европейские народы.
Идея «Слова» - единение ради защиты родины -
была близка славянам, стремившимся освободиться от иноземного порабощения, а
поэтика произведения говорит о высокой культуре славянства в целом.
Еще Адам Мицкевич пропагандировал «Слово» в
своих лекциях по славянским литературам в Париже в 1841 году, именно он
установил его чисто славянский характер.
«Все образы тут
почерпнуты из природы, характеры рисованы с натуры, и пока не изменится природа
славянства, поэма об Игоре всегда будет народной…» Ветер, солнце, тучи, в
которых трепещут синие молнии, утренний туман, галочий крик, овраги, реки – вот
они, образы, почерпнутые из природы. Широкий простор ощущается во всем, и даже
в плаче Ярославны, которая обращается к ветру, лелеющему корабли на синем море,
к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую, к солнцу,
которое для всех тепло и прекрасно…В сухой и безводной степи оно простерло
горячие лучи свои на русских воинов…
Войско Игоря Новгород-Северского - это,
конечно «русичи», они идут на половцев за родину. Переходя границу Руси,
прощаются они именно с ней, с землей, а не с Новгород-Северским княжеством, не
с Путивлем и не с Курском: «О, Русская земля! Уже ты за холмом!»
Автор не восхваляет
подвиги князей, а его поэма – не «слава», не «хвала» князьям, а укор, потому
что действуют они по феодальной формуле: «Мы собе, а ты собе».
Далекий двенадцатый век оказывается для нас,
современников, таким близким и очень понятным. «Мы собе, а ты собе» - это очень
понятно и белорусу, и украинцу, и русскому…Выкрашенные в разные цвета (от
оранжевых до черных), мы стараемся отделиться, быть «самостийно-толерантными».
Не те же усобицы? Распри?
«О стонать Русской земле!"-
вспоминаются строки, наполненные горем…Храбрый, но недальновидный Игорь обречен
на неуспех: стремление к личной славе сильнее любви к родине. Желание славы
«заступает ему знамение». Как близко, знакомо и это…
Кодексом чести, совести, настольной книгой
«князей» наших государств должна стать вечная книга - «Слово о полку Игореве».
Кто «раздробил» наши земли, кто разрушил мощное государство, кто позволил и
позволяет окружать наши страны за пограничным холмом???
Щемит где-то внутри, когда читаю «трубы
трубят городеньски», «на Немизе снопы стелют головами», потому что осознаю :
родное, очень близкое… И болью отзывается в сердце ужасное поражение Всеслава
на Немиге - реке, на которой стоял Минск.
Сейчас этой реки нет, а память, как видим, осталась.
Украинские, российские
школьники, вероятно, тоже помнят любимые, незабываемые строчки, от которых
щемит где-то внутри. И всем нам и будущему поколению так необходимо услышать
«золотое слово», зовущее всех славян быть вместе, быть семьей, сильнее которой
нет в мире!
Спасибо, Алина Ивановна.
ОтветитьУдалить