среда, марта 09, 2022

А.П.Чехов «Любовь»

У Антона Павловича Чехова есть рассказ «О любви», и он
 о сложной, щекотливой ситуации, когда сердце мужчины отдано замужней женщине. А рассказ «Любовь» совершенно  о другом – о замечательном, недавно  родившемся чувстве чистой любви!
Три часа ночи, а влюбленный человек не спит. Ему хорошо, его распирает странное, непонятное чувство.
Он пишет любовное письмо к Саше, девятнадцатилетней девочке, в которую влюбился. Пять раз начинал писать, столько же раз я рвал бумагу, зачеркивал целые страницы и вновь их переписывал…

Молодой человек влюблен! Чехов передает это замечательное состояние влюбленности и восторга, когда даже почтовый ящик и  почта кажутся величайшим благом!..

С трепетом влюбленный ждет ответа, и на другой день в полдень горничная Саши принесла письмо, в котором не было ни одной запятой: "Я очень рада приходите сегодня пожалуйста к нам непременно я вас буду ждать. Ваша С."

Содержание письма влюбленного не удовлетворило: на  поэтические письма так не отвечают.
С горничной был отправлен ответ, в котором молодой человек  предлагал Саше избрать местом для rendez-vous какой-нибудь сад или бульвар. Это  предложение было охотно принято.
Анализируя прошлое, молодой человек понимает, что он был не сутью для Саши, а всего лишь деталью. И когда шел разговор о будущем,  оно занимало ее только своей внешностью. Ее сильно интересовал вопрос, где будет ее комната, какие обои будут в этой комнате…Так влюбленный молодой человек  постепенно становится потенциальным женихом.

А жених, как рассуждает А.П.Чехов,  « это ни то ни сё: от одного берега ушел, к другому не дошел; не женат и, нельзя сказать, чтобы был холост, а так что-то похожее на состояние дворника"...

Ежедневно, улучив свободную минутку, влюбленный спешил к невесте, неся с собой тьму надежд, желаний, намерений, предложений, фраз. Но, увы…

Девушка не отличается ни умом, ни аккуратностью, ни интеллигентностью, а ее все равно любят. Почему любят и прощают все это???

Заканчивая повествование, А.П.Чехов вместе с героем рассуждает и дает ответ на этот вопрос:

«Но я прощаю эту разницу, как прощаю узенький лобик и шевелящиеся губы... Бывало, помню, в дни моего ловеласничества я бросал женщин из-за пятна на чулке, из-за одного глупого слова, из-за нечищеных зубов, а тут я прощаю всё: жеванье, возню со штопором, неряшество, длинные разговоры о выеденном яйце. Прощаю я почти бессознательно, не насилуя своей воли, словно ошибки Саши - мои ошибки, а от многого, что прежде меня коробило, я прихожу в умиление и даже восторг. Мотивы такого всепрощения сидят в моей любви к Саше, а где мотивы самой любви - право, не знаю».

Получается, если любишь, то все можно простить…

Великий Чехов, великий гуманист!

А.И.Костюк

1 комментарий:

  1. Спасибо, Алина Ивановна!
    Чехова очень люблю! И рассказ "Любовь" тоже прочитаю.
    Согласна с Вашим выводом: да, любовь - это умение прощать. И друга, и врага.

    ОтветитьУдалить