воскресенье, мая 17, 2020

Роман В.Пронского "Герань в распахнутом окне"


 Отношения мужчины и женщины, внутрисемейные отношения принято считать главными сюжетообразующими компонентами творчества любого писателя-романиста.
    В произведении современного писателя Владимира Пронского «Герань в распахнутом окне» рассматриваются  проблемы  отдельно взятого человека в семейно-бытовом ракурсе. Происходит это потому, что семейные отношения остаются, хочется верить, бесценным микромиром личности, который символизирует в определенной степени и мир страны, из которого вышел этот человек. Не случайно главный герой спрашивает внучку: «А знаешь, что такое родина?!»
    Главному герою родные места  дороги, ему «действительно давно хотелось пожить на родине». Это тот клочок земли,  на котором «из восемнадцати изб лишь половина осталась жилыми…» Именно здесь, на даче, и происходят события романа.
    Множество эпизодов произведения говорят о том, что его главный герой часто изумлен, напуган теми нормами бытия, теми решениями, которые ему «навязали» обстоятельства. Противиться им Владимир Николаевич, «или попросту Володя, а для кого-то и Кузя, как иногда называла его жена», не хотел, да и, вероятно, не мог. На семейном совете было решено и твёрдо произнесено женой:
— Чтобы отцу не болтаться в Москве, пусть на даче живёт, тем более что сам давно мечтал об этом!

   Казалось бы, желаемое совпало с действительным, но неопределенность положения настораживает главного героя. Читателю с самого начала понятна эта растерянность: нет сильного мужского начала в этом крепком человеке, потому объявленный приговор, «которым он осуждался на пожизненное дачное проживание», он принимает как должное. Решение жены Елизаветы и сына совпадают:  «Денег от тебя теперь не дождёшься, а здесь больше пользы будет. Всем хорошо!»
    И как только Володя закрыл за женой и сыном ворота, «то понял: с сегодняшнего дня, с этой минуты для него началась новая жизнь».
    Здесь писатель-романист В.Пронский исследует случай, когда судьба отдельного члена семьи, его чувства входят в непримиримое противоречие с интересами семьи, когда создается острая драматическая ситуация. Но эту ситуацию главный герой пока не понимает и не осознает – он в самом начале осмысления новой жизни.
     Символично, что новая жизнь началась не молодой, зарождающейся весной, а глубокой осенью – после Яблочного Спаса, когда вот-вот «полетят паутины бабьего лета».  
     А дальше очень любопытно наблюдать за жизнью дачника, за его мыслями: «придумал себе работу», «попытался очутиться на месте жены», «работа отвлекала Кузнецова от унылых мыслей, «соскучился по общению», «он заменил общение мыслями». И, наконец, снова как приговор:
     «Кузнецов смутно догадывался, что это новое состояние только-только начинает в нём оформляться, проситься на постоянную прописку, а как скоро оно получит оформление — это уж теперь не зависит полностью только от него…»
      Новое состояние оказывается тяжелой ношей, потому что происходит ломка сознания и в некоторой степени ломка души. А душа, оказывается, есть и  у мужчины, и она может болеть.  Володя задумывается  над семейными отношениями, потом начинает сомневаться в жене, в ее чувствах,  «его огорчает её непонятное поведение и отношение к нему»…Его обижало, что он «нужен как бесплатный сторож, садовник и разнорабочий в одном лице». И вот именно в этот момент происходит завязка «новой жизни».
Зона внутреннего одиночества не устраивает его, и он пытается выйти из этой зоны.
     Так и появляется в его новой жизни Мария Макарова: «Если добыча сама в невод идёт — надо ловить момент!»
     И Володя «ловит момент»  некрасивый, неподготовленный, без чувств, без любви…

Three Pots of Geraniums on Windowsill Photograph by Susan Savad    Произошло что-то некрасивое, противоестественное, даже гадкое в жизни семьи, и это очевидно всему "дачному миру": 
«…внутри показалось неуютно, пустынно и даже дико, словно за одну единственную ночь здесь произошло что-то непонятное и невидимое, хотя всё оставалось на своих местах. Правда, герань на окне почему-то поникла, словно её обожгло морозом, и Володя вдруг понял, что с виду бездушный цветок, как и всякое живое существо, всё чувствует и понимает…»
      Жизнь разделилась на «до» и «теперь», потому «Володя все эти дни находился в непонятном и необъяснимом состоянии, при котором совершенно не знал, чего хочет его душа-душенька. Все чувства в нём смешались и пока никак не обозначились в какое-то верное и единое направление, а продолжали топорщиться, хотя он и пытался пригладить их…»
    Наставление жены: «Будь мужиком!» заключалось, понятное дело,   в чем-то  другом, но Володя понял наставление на уровне инстинкта, по-своему.
      «Постоянное, скользкое чувство вины перед женой» проходит, и Володя продолжает жить своей, новой жизнью.  Он понимает, конечно,  что  «мысли эти, в конце концов, иссякнут, а то, что останется от них, — горечь непонимания, обида — никуда не денутся, и что-то надо менять, искать какие-то другие пути к семейному пониманию, от которого ничего не осталось в последнее время. И для этого, казалось, и надо-то совсем немного, намного меньше всего того, что уже потратили: найти взаимное понимание и радоваться этому, и радостью этой заражать друг друга»…
     Кризис семейных отношений зашел в тупик. Сумеют ли герои из него выбраться? Странно, но женщина «ругала в душе своего Кузнецова, и чем дольше ругала, тем больше жалела его, неожиданно для себя». Значит, сможет простить своего Кузю.
   Только нужно ли Володе это прощение? Хочется верить, что герой нашел не только  работу, но еще и нашел себя, обнаружив в себе настоящее, мужское начало.
    Нет в романе поэтизации «греховных» любовных отношений, как  и поэтизации семейной жизни,  — есть её правда, есть тревога за судьбу семьи, есть понимание истины: жизнь сложна.
 Автор не морализирует и не проповедует – он дает право читателю, вживаясь в характеры героев, понять их или осудить. В этом и заключается большой талант писателя-романиста Владимира Пронского.

В романе широко представлены и другие темы: жизнь села, взаимоотношения детей и родителей в семье, связь человека  с малой родиной, психология одиночества.

Здесь можно прочитать избранные главы из романа

Автор: Костюк А.И.


4 комментария:

  1. К сожалению, роман не читала. В своем повествовании создаете картины яркие, образные. Какая же Вы умничка! Ищу произведение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Приятно получать отклик на то, что пишешь...

      Удалить
  2. Алина Ивановна, здравствуйте!
    Спасибо Вам большое за новое имя! Вы уже не первый отзыв пишете о произведениях В.Пронского. Есть желание почитать.
    Спасибо за Ваш язык и Ваши отзывы!
    И поздравляю С ДНЁМ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      Спасибо Вам огромное и за визит, и за добрые слова, и за поздравление!

      Удалить