пятница, февраля 28, 2020

Рассказ Л.Толстого

Спасибо Е.Голубевой за рекомендацию книги!
Рассказ Л.Толстого я читала еще в 5 классе. В 11–ом захотелось перечитать, чтобы сравнить свои ощущения с теми, что были… Тема русского пленника звучала и в других произведениях русской литературы. Толстой взял за основу рассказа реальный случай, произошедший с ним во время службы на Кавказе. Однажды Лев Николаевич едва не очутился в плену у чеченцев…События времен Кавказской войны и образцы поведения людей, оказавшихся в этой обстановке, он изложил в простой и доступной форме.
Искренне восхищает и изумляет образ главного героя рассказа – офицера Ивана  Жилина. Это идеальный образ положительного героя, в котором воплощены все лучшие черты характера настоящего русского человека. Он умный, честный, смелый и решительный, доброжелательный, трудолюбивый, находчивый и смекалистый, благородный молодой человек. На его долю выпало много жизненных трудностей, для преодоления которых была необходима большая сила воли и твёрдость характера.

Оказавшись в плену у врага, Жилин остаётся оптимистом и не теряет надежды вырваться на свободу, а поэтому не сидит сложа руки и усиленно готовится к побегу. Начинает налаживать контакты с местными горцами, изучает их язык и окружающую местность. Умело используя свой талант, чинит татарам вещи, изготавливает их детям куклы и даже лечит больных. Тем самым пленник завоёвывает симпатию со стороны своего «хозяина» - врага Абдул – Марата и его  тринадцатилетней дочери Дины, что и помогает ему в дальнейшем.
Заслуживает большого уважения отношение Жилина к своему товарищу по службе – офицеру Костылину, из-за предательства и трусости которого оба попали в плен.  Несмотря на это, Иван поддерживает сослуживца морально и во всём ему помогает, уговаривает бежать вместе, а затем обессилившего тащит на своих плечах. «Нет, не пойду, не годится товарища бросать»,    рассуждает Жилин.
Поражает то упорство главного героя, с каким он стремится вырваться из плена. Русского офицера не останавливают неудачные попытки бегства. Он не сдается и продолжает уверенно идти к намеченной цели. И все-таки побеждает!
Совершенно противоположное впечатление производит образ другого персонажа рассказа – Костылина. Он тоже русский офицер, попавший в плен вместе с Жилиныим.
 Но это безвольный, слабохарактерный и трусливый человек, жалеющий себя. Костылин слаб и морально и физически. Ничего не предпринимает ни ради своего спасения, ни ради спасения других. Его бездействие усложняет процесс побега, как ему самому, так и Жилину. Поэтому из плена он освобождается только за выкуп и уже почти при смерти. У меня этот герой вызывает жалость.
В сюжете рассказа много напряженных и волнующих ситуаций. С содроганием узнаёшь о той жестокости, с какой татары относятся к русским пленным и их лошадям. Все сцены захвата в плен и побега офицеров воспринимаются болезненно, с чувством сопереживания к героям. Но особо напряженным показался эпизод в самом конце рассказа. В тот момент, когда Жилин почти добирается до своих, на его пути опять появляется засада татар. Становится страшно. Но развязка наступает совершенно неожиданно. Спасает нашего героя такое близкое и родное нам слово – «братцы»… 
Это был радостный возглас кавказского пленника, увидевшего своих спасителей – русских воинов.
Из прочитанного сделала для себя вывод и считаю, что суть рассказа великого писателя Толстого состоит в том, что только благодаря упорству, труду и силе воли каждый человек может достичь поставленной цели и сделать свою жизнь лучше.
Перечитывать ранее прочитанное всегда полезно!

Зайцева Екатерина

1 комментарий:

  1. Этот рассказ помню ещё по школе. Читали, анализировали. Спасибо за воспоминания.

    ОтветитьУдалить