Книга, которая с первой строчки стала родной, и я решила не просто
комментировать, а выписывать афоризмы, из которых и состоит она. Школьная жизнь…
как она есть на самом деле, но глазами журналиста очень интересна!!!
ИТАК, афоризмы и мудрые фразы…КАКОЙ ЯЗЫК! БРАВО АВТОРУ!!!
Во
времена моей зрелости физики с лириками воевали, а теперь тихо: физики читают
лирику, а лирики ничего не читают!
Работающего ученика преподаватель обычно
не трогает, точно так же как хищник не обращает внимания на человека,
притворившегося мёртвым.
…учёба – это, по-моему, многолетняя
изнурительная война между классной доской и школьным окном. Начинается она –
как и вторая мировая – 1 сентября, с переменным успехом идёт весь учебный год,
и только к маю распахнутое, весеннее окно одерживает прочную победу.
…ни одна знаменитость за всю жизнь не раздаёт столько автографов,
сколько обыкновенный учитель – всего лишь за полугодие.
О, закрытая
классная дверь! За ней происходит чудо воспитания и обучения, таинственный
процесс взаимообогащения учителя и ученика. Если прислушаться к звукам,
доносящимся из кабинетов, можно немало узнать о тех, кто, стоя у доски или
расхаживая между партами, сеет в пределах школьной программы разумное, доброе,
вечное…
Говоря языком химических терминов, за
дверью шла бурная реакция – и было неизвестно, кто в конце концов выпадет в
осадок.
Считается почему-то, что жизнь и здоровье ученика, присутствующего
на уроке, находятся в полной безопасности, в то время как ребёнок, изгнанный в
коридор, становится лёгкой добычей любой трагической случайности.
Я долгим педагогическим взглядом посмотрел на Кирибеева, хотя уже
понял, что продолжать разговор так же бесполезно, как объяснять глухонемому
устройство стереофонических наушников.
Оставшись один, я ещё раз глазами пробежал телефонограммы, вспомнил
толстенную амбарную книгу, лежащую на столе у секретарши директора, и подумал:
чтобы выполнить все эти распоряжения, нужно создать ещё один педагогический
коллектив во главе с директором, коллектив, свободный от преподавательской
работы.
Между прочим, в школе мне приходится писать гораздо
больше, чем в газете, где я проработал шесть лет и откуда уволился полгода
назад.
…поругаться с начальством – то же самое, что поссориться с силами
природы!
Абсолютной тишины на уроке не бывает,
как не бывает в природе абсолютного вакуума: все равно по классу блуждают
молекулы шепотов, вздохов, хихиканий…
Но если малышам достаточно убедительной
интонации, то старшеклассникам подавай убедительное содержание, и если второе
подменяется первым, преподавателя быстренько «раскусывают», и учительский стол
превращается в баррикаду, разделяющую враждебные стороны.
Кстати, мы много
рассуждаем об акселерации детей, но почему-то не говорим об инфантилизме
педагогов.
– Андрей Михайлович, писать
уже можно?
– Конечно! Или я из
стартового пистолета должен выстрелить?
Должен сознаться, восемь лет назад
внешне я почти не отличался от старшеклассников, тем более что растительность
на моем круглом, розовощёком лице прозябала так же неохотно. В качестве знака
различия я повязывал галстук, который, как я теперь понимаю, чудовищно не
подходил ни к костюму, ни к рубашке, о носках даже и говорить не хочется.
…сообщение, без которого не обходится ни одна самостоятельная
работа. – У меня ручка не пишет!
На
самостоятельной работе, как у взрослых так и у детей, сразу виден характер:
одни пишут сосредоточенно, не обращая ни на кого внимания, другие вертятся,
точно на вращающемся стульчике, успевая заглянуть в тетради ко всем соседям,
третьи, поставив учебник шалашиком, отгораживаются даже от своего товарища по
парте, четвёртые обречённо смотрят в одну точку, отказавшись от борьбы за
«тройку».
Я скользил взглядом по тетрадям и
учительским оком видел россыпи ошибок; там, где ошибки можно добывать уже
промышленным способом, я задерживался, делал скорбное лицо и вздыхал тихонько,
– и ученик испуганно начинал проверять написанное, понимая, что не от трудной
личной жизни вздыхает учитель, а от безграмотности учащихся.
…мой девятый, как и всякий другой
старший класс, – это настоящее кружево, сплетённое из сердечных переживаний;
любой французский многоугольник в сравнении с ним – детский лепет на лужайке.
С ребятами мы договорились так: они
образцово ведут себя на уроках, прилежно готовят домашние задания, а я в меру
сил даю им возможность заглянуть за железобетонный забор школьной программы.
После шестого урока
я чувствовал себя так, словно всю ночь продежурил в редакции, но в номере тем
не менее прошла чудовищная ошибка.
…мы скоро, как у Уэллса, поделимся на
две расы: работавшие за рубежом и не работавшие. Причём те, кто служит своему
Отечеству, не выезжая за его пределы, окажутся расой низшей, второсортной…
Когда я начинал
работать в журналистике, один старый газетный волк, глядя, как мне хочется
всюду успеть, дал совет: «Не дёргайся. По телефону можно сделать все, кроме
детей».
…против печали существует единственное патентованное средство –
общественно полезный труд.
…для
большинства шестиклассников невинность и невиновность пока одно и то же.
«А что, если б человеку, кроме
основной жизни, давалась ещё одна – для работы над ошибками? – мудро подумал я.
– Тогда все свои просчёты и нелепицы можно обвести карандашом, подобрать
однокоренные промахи и оставшееся до последнего звонка время наслаждаться
переменчивым заоконным пейзажем. Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и
работаем над ними одновременно. Мало этого, исправляя одни глупости, мы тут же
делаем другие. И
так длится до конца, до последнего звонка, когда нужно сдавать свою
единственную тетрадь…»
Вы думаете, почему в учительской постоянный базар? Потому что
собрались одни одинокие бабы.
Директор школы,
чтоб ты знал, – это Остап Бендер: не извернёшься, ничего не будет: ремонта,
мебели, наглядных пособий… Ничего!
Осточертели все
эти чиновники! Они с тобой даже в кулуарах систему поругают, а придёшь к ним
вопрос решать, так у них в органчике, извиняюсь, в магнитофончике, любимая
кассета стоит: «Подождём… Изучим ситуацию… Не торопитесь…»
Отличник учёбы… А на черта им отлично
учиться, если жестянщик автосервиса может кандидата наук садовником нанять?! На
черта им учиться, если они в седьмом классе уже знают, что есть институты, куда
поступают только по праву рождения, что престижная работа все равно достанется аристократенку,
будь он хоть трижды заторможенным!
Сначала детей в пьяном угаре штампуют, а потом права качают! Она
ведь и школу бесплатным приложением в своей семейке считает!
…математикой уважению к Родине не научишь, математика какой до
семнадцатого года была, такой и осталась. А вот история и литература – дело
другого рода!
Как все-таки мы нескладно живём! Утром
плетёмся на постылую работу, вечером торопимся к нелюбимой женщине, а потом
ищем счастье в официальной таблице выигрышей и ворчим, что лотерея – сплошной
обман.
Но что ни говори, а мне нравилось быть учителем. Взять хотя бы мой
девятый класс – это же настоящая миниатюра человечества, действующая модель
Вселенной, разбегающейся при малейшей попытке наставничества.
Переходя из класса в класс, мы
вырастали из своих парт, как из детской одежды, – и это называлось взрослением.
Приветствуя входящего учителя, мы вставали и хлопали откидными крышками – и в
этом была какая-то особенная торжественность. Впрочем, минувшее, пройденное,
даже если в нем полным-полно ошибок, всегда дорого, потому что невозвратимо…
Libro interessante,buona serata,
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!
УдалитьОтличная книга, Алина Ивановна! Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьАлина Ивановна, как Вы меня порадовали!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за отзыв!