понедельник, апреля 04, 2022

"Маленькие трагедии" большого Поэта!

«Читательский марафон», а точнее его участница  Ирина Михайловна Полещенко предложила для чтения в апреле драматические произведения. Внутренне сначала я была возмущена: произведения, созданные для сцены, нужно смотреть на сцене или читать по ролям! Но, как оказалось, положение спас великий Пушкин, для которого 1830 год был годом мучительных раздумий о смысле бытия!

 Да и книга «Борис Годунов» в чудеснейшем художественном исполнении, подаренная Ольгой Николаевной Голубевой, сыграла свою роль! ЧИТАТЬ – ни шагу назад!

 Решила  сначала перечитать «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, чтобы найти ответы на многие вопросы современности. А они перекликаются во многом с теми, далекими, которые были в 19 веке, да и во все времена.

Накаленный драматизм тревожных переживаний поэта предопределил центральную тему этих произведений.

Как и во времена Пушкина, так и сегодня разрываются родственные, дружеские – человеческие связи. А виной являются зависть, идея превосходства над другими, жадность, честолюбие. Мы ведь тоже видим жуткую трагедию своего времени, но А.С.Пушкин предупредил о ней, осмыслил ее в содержании каждой пьесы и тетралогии в целом.

«Моцарт и Сальери»   трагедия «ужасного» века и ужасных отношений. В жизни Сальери наступил перелом, когда он задумался о своем прошлом и о настоящем. Он осознал, что им овладела идея-страсть, которая сжигает его, не дает покоя. Он долгое время был счастлив, потому что добился славы, большого успеха! Но явился Моцарт, и спокойствие ушло.

Явился не просто Моцарт – явился гений! Мелочное чувство зависти захватило Сальери с головой, оно захватило власть над ним! Она же, зависть, и толкнула Сальери на преступление. Деструктивная сила власти здесь очевидна! Казалось бы, зло победило добро, но нет! Философский подтекст пьесы позволяет рассуждать по-иному. Тень Моцарта всегда будет преследовать убийцу.

Но! Что важно: и один, и другой много работали, чтобы достичь успеха, однако шли к этому разными путями. Жизнь Сальери – тяжелый и упорный труд без сна и отдыха. Жизнь Моцарта – это радость творчества, радость от того, что он делал!

«Гений и злодейство – две вещи несовместимы», - провозглашает великий Пушкин, и я как читатель соглашаюсь!

«Скупой рыцарь» - совершенно другого плана произведение. Рыцарь Альбер испытывает большую нужду. На турнире, в котором он участвовал, граф Делорж пробил ему шлем, его конь стал хромать. Теперь у него нет даже достойного платья, чтобы присутствовать на званом ужине. Своими проблемами Альбер делится со слугой и рассказывает о том, что его победа над Делоржем связана не с отвагой рыцаря, а со скупостью его отца, который выделяет на сына какие-то крохи. Теперь ему нужно купить коня, и он идет к ростовщику, который отказывается давать деньги, но дает «мудрый» совет – умертвить барона-отца, который уже достаточно пожил на свете. Альбер в ярости прогоняет Соломона (ростовщика), но понимает, что жить в бедности он не может.

Скупость отца представлена во второй сцене. «В жар и в трепет» впадает старый скряга, когда открывает сундуки с золотом! Он счастлив бесконечно, но одна мысль его все-таки гложет и не дает ему покоя. Он стар, его сын после смерти не сможет удержать эти богатства – он их промотает.

Альбер жалуется барону на своего отца, и тот обещает как-то повлиять на старика. Но…снова случается трагедия!

 Главный порок, не дающий жить спокойно,  – жадность! И старый барон, и молодой Альбер зависят от денег. Деньги преследуют воображение Альбера всюду: в замке, на турнирном поединке, на пиру.

Пушкин утверждает в очередной раз, что не все продается и не все покупается за деньги, есть ценности выше золота – это человеческие ценности добра и справедливости.

«Каменный гость» также  о справедливом возмездии за содеянное. Ради любовной страсти главный герой положил на алтарь свою жизнь.

 Дон Гуан – дамский угодник, соблазнитель – тайно из ссылки возвращается в город, потому что в ссылке он заскучал. Жизнь он представляет развлечением. Он не думает о последствиях любовной страсти, если ему хорошо в данный момент. Когда-то давно он захаживал к Инезе, страстный взгляд которой зачаровал Дон Гуана. Три месяца он добивался ее любви и все-таки добился. Ревнивый муж убил женщину, но любовник совсем недолго печалился о ее душе и влюбился в очередную жертву – Лауру.

…Потом Донна Анна, разговор с которой ловелас начал с большого обмана и все-таки добился свидания.

Придя в условленный час к дому своей возлюбленной, Дон Гуан ведет с ней нежную беседу. Дона Анна рассказывает, что ее скорбь по супругу (она была вдовой) не так уж сильна: она вынуждена была выйти за него замуж по велению матери, поскольку ее семья была бедна, а командор слыл завидным женихом…

Неожиданная концовка – и возмездие!

«Пир во время чумы» сегодня уже устоявшееся выражение. Именно так называется еще одна «маленькая» трагедия А.С.Пушкина, в которой много смысла. В 1830 году в Москве свирепствовала холера, но события Москвы, как утверждают некоторые современники, мало связаны с драмой, потому что это переведенный Пушкиным фрагмент из пьесы шотландского автора Джона Вильсона «Чумный город».

Вальсингам, потерявший во время чумы жену и мать, сочинил гимн болезни и исполняет его на пиру. Люди не могут смириться с потерями, которых не просто много – их множество. То есть пир – это своеобразный вызов тем обстоятельствам, в которых оказались люди. Священник, проходя мимо этого сборища, возмущен, он в недоумении: как можно…

Нужно ли судить этих людей? Пушкин утверждает, что делать этого нельзя! Что происходит в душе каждого страдающего, понять невозможно, потому и судить нельзя!

Лучшим созданием Пушкина В.Г.Белинский считал «Маленькие трагедии»,  а Иван Сергеевич Тургенев и Полина Виардо перевели эти произведения на французский язык. Но на французском языке они вышли как прозаические произведения, потому что  повторить Пушкина невозможно!

             «Борис Годунов» - трагедия, написанная раньше «Маленьких трагедий».

Правление царя Бориса Годунова в основе повествования. Царь, желающий добра своей стране, может дать это добро, к сожалению, только через кровопролитие. Народу сложно это понять, и он не понимает. На трон приходит новый царь – истинный злодей, вот тогда народ «безмолвствует» и начинает осознавать, но,увы, поздно!

Февраль. 1958 год. Князья Воротынский и Шуйский уверены, что  после смерти царя Федора Ивановича к власти должен прийти Борис Годунов, но тот не согласен. Кажется, что не рвется он к власти, и только его покорность и смирение в этот момент приводят его на трон. Хитрость, шитая белыми нитками…

…Годунов оказался у власти, уже шесть лет как правит, но народ не верит ему, клянет. Борис Годунов чувствует, что причина в том, что совесть его нечиста. Виновен он в смерти цесаревича Дмитрия, который должен был стать царем. Снится Борису Годунову убиенный, мучается он за то, что убил.

 А тем временем 16 октября 1604 г., сбежав из Москвы, Григорий Отрепьев оказывается на литовской границе в трактире, где его замечают царские приставы, но беглецу удается уйти от них. Прожив некоторое время в Литве, Григорий Отрепьев объявляет себя русским царевичем Дмитрием и заявляет о намерении свергнуть Бориса Годунова. Здесь же, за границей, Лжедмитрий собирает войска, чтобы идти на Москву….И он идет!..

…Любой царь причастен к смерти. Это неизбежность…Пожалуй, это не просто утверждение, это истина, которую и подтверждать не нужно.

Великий Пушкин, браво!

Я рада, что «Читательский марафон» позволил мне перечитать давно забытое, переосмыслить давно осмысленное и по-новому взглянуть на  того, о ком мы говорим  это «наше всё»!

А.И.Костюк


2 комментария:

  1. Алина Ивановна, я очень люблю пьесы Мольера, Карло Гольдони, Лопе де Вега, Оскара Уайльда... Мы в университете изучали произведения этих драматургов. Сегодня опубликуется мой пост про пьесы Мольера, которые я недавно прочитала.

    ОтветитьУдалить
  2. Алина Ивановна, здравствуйте!
    Я тоже люблю драматические произведения А.С.Пушкина.
    В прошлом году с девятиклассниками с удовольствием прочитали "Скупого рыцаря".
    Спасибо Вам за добрые слова!

    ОтветитьУдалить