вторник, сентября 29, 2020

Отзываы старшеклассников

«Я — гений? Не уверен. По крайней мере, пока. Я — исключение. Исключение можно отнести к обоим концам умственного спектра, так что я всю жизнь был исключением», - читаю в книге «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз.

Чарли Гордона можно назвать особенным человеком во многих смыслах. Мужчина был рождён умственно отсталым, а, как известно, такие люди нуждаются в двойной порции заботы и понимая со стороны окружающих. Мать Чарли вкладывала много времени и сил в то, чтобы сделать её сына «нормальным»: дорогостоящие консультации врачей, разнообразные лекарства, новые методики — всё это мальчику было не нужно. Малыш Чарли, как создание, с которым жизнь обошлась невиданно жестоко, хотел быть понятым, нужным, любимым. И в своём темном мире, который сплетался из отдельных фрагментов услышанного, увиденного, понятого с наивностью ребёнка, Чарли радовался смеху и улыбкам близких людей. Даже если причиной всеобщего веселья выступал он сам…

С проблемой «особенных» людей я столкнулась впервые. Книга, написанная весьма необычным образом в виде отчетов и заметок, поднимает внутри читателя множество моральных и этических вопросов. Можно ли считать мать Чарли малодушным человеком или эта женщина по-своему несла крест, преподнесённый судьбой? Как много читателей не хотят верить в то, что заведения с ужасными условиями и отношением к психически больным людям имеют место быть и в нашей реальности? Жалость: дань уважения больному или оскорбление?

 Операция, изменившая трагическую судьбу Чарли Гордона, кардинально влияет на восприятие произведения читателем. На смену первым главам, сбивающим с толку количеством грамматических ошибок и полным отсутствием знаков препинания, приходят строки чистейшей философии, буквы, пронизанные психологией человеческого разума. Меня приятно удивило отсутствие описаний природы и материальных объектов в книге. В центре внимания человек, его разум и психика, возведенные в абсолют. Все 300 страниц — скелет нашего существования, вся суть человечества, отличающая нас от других творений природы. Вот, что делает книгу «Цветы для Элджерона» уникальной лично для меня!

С прочтением каждой следующей главы я ближе знакомилась с новым Чарли, образованным, гениальным во многих областях. За поведением уверенного, знающего себе цену главного героя мне нравилось наблюдать больше, чем за ходом мысли ребёнка, застрявшего в теле взрослого мужчины. Но остальные персонажи книги отрицательно отзывались об изменениях в поведении мужчины.

 Малыш Чарли, которого все презирали за природное слабоумие, резко стал на ступень выше в интеллектуальном плане — и что, вам это не понравилось? В определённый момент я почувствовала, что наши с главным героем идеи и взгляды противостоят мыслям остального художественного мира книги. Сущность Чарльза Гордона, а с ним и моя собственная, рушила уклад их плоской, бесцельной жизни, была чужда обществу…

«Скромный и смиренный Чарли, о котором вы только что вспоминали с такой ностальгией, терпеливо ждёт. Не скрою, мне многое нравится в нём, но только не скромность. Скромнику нечего делать в этом мире». Как созвучны моей точке зрения эти слова!

Наблюдать за угасанием возможностей человеческого разума было болезненно для меня… Я слишком сблизилась с Чарли Гордоном, чтобы позволить ему вновь утонуть в объятиях мглы… «Но кто сказал, что мой свет лучше твоей тьмы?» Разум вбил клин между мужчиной и окружающими его людьми, выгнал его из дома. Никогда ещё человек не чувствовал себя таким одиноким…

Мне кажется, данная книга обязательна к прочтению для каждого человека 21 века. Отталкивая от себя религию, семью, духовные ценности и друзей, люди не становятся богаче душевно или умнее интеллектуально. «Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу». Искусство найти баланс между этими вещами и есть жизнь!

 

Карина Луневич

Комментариев нет:

Отправить комментарий