четверг, марта 19, 2020

Конкурсная работа-6

             
А что теперь делать?  (Эссе на художественный фильм «Шут)
(конкурсная работа)
     Кто он, мой ровесник Валя Успенский? Каков его внутренний мир, чем он наполнен?
     Посмотрела фильм «Шут» по одноименной повести Юрия Вяземского,  и стало грустно, потому что ответ на мой вопрос в названии. Да, мой сверстник, одарённый ученик, шут, но без колпака и бубенцов, без погремушки в руках!  Но чем не Раскольников, чем не  маленький Наполеон, «имеющий право» унижать, оскорблять, манипулировать или убивать в человеке веру в порядочность? Придуманная теория, или система шутэнов, чем не теория героя Достоевского? И кто знает, как будет усложняться эта теория по мере взросления человека или шута?
     Сын доктора наук, отличник  Валя Успенский, безусловно, формируется в семье, где не слышно голоса матери, где нет искренности, взаимопонимания между близкими людьми. Мать служит своему ученому мужу, поклоняется ему, а  равнодушный отец, имитирующий восточную утонченность,  принимает это как должное. Откуда должен был брать жизненную мудрость и доброту Валя? В семье он видел лицемерную сдержанность мужчины и покорную слабость женщины. И он, единственный ребенок в семье, для которого   всё  и которому всё позволено, впитал эту «мудрость» и понёс её в жизнь. Родителям аукнется такое воспитание, когда сын в оскорбительной форме продемонстрирует своё непризнание семейных ценностей профессора-япониста и его преданной супруги.

     «Драгоценный подарок Неба»  так называют детей в японской семье и в транспорте призывают взрослых уступать место детям. Вероятно, по принципу «подарка Неба» и воспитывал профессор свое чадо. Да, ребенок вырос умным: отлично разбирается в математике, цитирует Басё, понимает музыку. Но самое главное не усвоено Валей Успенским: жить в ладу с людьми – это уметь их понимать и уважать.
     Замечательный фильм,  режиссером которого является Андрей Эшпай,  великолепно передает драматизм ситуации, в которой оказывается главный герой. Но герой одинок! А я, как зритель, оценивающий ситуацию, говорю про  себя: «Так тебе и надо!» Знаю, много несогласных обрушатся на меня с негодованием и станут защищать героя. Именно такие отзывы о книге Вяземского я читала и возмущалась: как можно оправдывать шута? Как?!
       Шут не щадит никого: ни одноклассников, ни учителей. Он мстит всем за малые и большие обиды, за внутреннее несогласие  чего-то с чем-то или с кем-то. Психологические эксперименты над людьми ему приятны, он радуется, что испытывает над людьми превосходство. Школьный психолог оказывается игрушкой в руках ученика, который сумел задать вопросы, оказавшиеся не по зубам знатоку детских душ.
     Да, Валентин умён, у него хорошая «школа» жизни, а его кумиры  – особенные люди:  плут, ловкач Панург, знаменитый  пианист Дюк Эллингтон, Василий Блаженный, обладавший даром предвидения, и еще один из патриархов буддизма. Эти герои-учителя, вероятнее всего, соавторы  теории Шута, именно их идеи внедряются в жизнь и делают его «особенным человеком». Но жизнь среди одноклассников, учителей, родителей становится ему в тягость, потому что они другие, не такие, как он.
     Кинокартина – психологическая драма, она  наполнена вопросами, на которые невозможно дать однозначный ответ. Что будет в дальнейшем с героем? Как сложится его судьба? Сумеет ли он найти свое место в жизни? Будут ли у него друзья? Он все же тянется к достойным собеседникам. Ведь не случайно со своими мудреными задачками он идет к учителю математики в надежде не получить ответ. Но, получая его, он хочет общения с достойным Игорем Александровичем!
    Замечательный образ учителя – старшего друга, который пытается сказать жестокую правду, смотря в глаза Шута, воспринимается неоднозначно. Не сумел и он достучаться до особенного ученика, не смог найти общий язык. Думаю, что все-таки опытный и подготовленный учитель должен был вызвать на разговор или создать ситуацию для этого разговора. А может быть, прав учитель,  что преподал такой урок… Но как завуч могла влепить пощечину ученику? В наше бы время этот номер точно не прошел бы…
     Именно тем и хорош фильм, что после его просмотра столько сомнений, столько вопросов и столько грусти! А грусть оттого, что умный ученик, показанный в киноленте, не сумел проявить себя по-человечески ни в одной ситуации. Даже в отношениях с красивой девочкой-одноклассницей он не знает, как вести себя. И не потому, что он молод, а потому, что он не готов к такой ситуации – этого нет в его теории и  жизненной программе. Действительно, Шут, не готовый к жизни.
     Картина, созданная в 1988 году на киностудии имени Горького по мотивам одноименной повести Юрия Вяземского, заслуживает особого  внимания и в наши дни. Проблема одаренной личности – это часто проблема сложного характера этой личности. Замечательная игра всех актеров, но Игорь Костолевский – это особый характер,  и игра его особенная...
    Финал картины – это, конечно,  не конец жизни героя, а её начало.
     Пока роль шута трагическая: он возомнил себя тем, кто «имеет право» говорить в глаза то, что он думает, что ему хочется сказать. Он может уколоть, обидеть, ранить любого – для него не существует авторитетов, как и нет ничего святого. Хочется, чтобы рядом с ним были взрослые люди, мудрые и добрые но их почему-то нет.
     Название фильма «Шут» символично. Три длинных конца колпака с бубенцами на голове шута   – это ослиные уши и хвост. Погремушка в руках шута создавала атмосферу шума. Жаль, конечно, что Шутом на пороге взрослой жизни оказался подросток. Но есть надежда, что «ослиные уши отвалятся» и погремушка не будет шуметь, как только  что-то произойдет. Но что?
     Мне  все-таки жаль моего сверстника, очень жаль. И его вопрос «И что мне теперь делать?» ставит в тупик. И, правда, а что теперь делать?..

Карина Луневич

Комментариев нет:

Отправить комментарий