(конкурсная работа)
Посмотрела фильм «Шут» по одноименной повести Юрия Вяземского, и стало грустно, потому что ответ на мой
вопрос —
в названии. Да, мой сверстник, одарённый ученик, —
шут, но без колпака и бубенцов, без погремушки в руках! Но чем не Раскольников, чем не маленький Наполеон, «имеющий право» унижать,
оскорблять, манипулировать или убивать в человеке веру в порядочность?
Придуманная теория, или система шутэнов, чем не теория героя Достоевского? И
кто знает, как будет усложняться эта теория по мере взросления человека или
шута?
Сын доктора наук, отличник Валя
Успенский, безусловно, формируется в семье, где не слышно голоса матери, где
нет искренности, взаимопонимания между близкими людьми. Мать служит своему
ученому мужу, поклоняется ему, а
равнодушный отец, имитирующий восточную утонченность, принимает это как должное. Откуда должен был
брать жизненную мудрость и доброту Валя? В семье он видел лицемерную
сдержанность мужчины и покорную слабость женщины. И он, единственный ребенок в
семье, для которого — всё и которому всё позволено, впитал эту
«мудрость» и понёс её в жизнь. Родителям аукнется такое воспитание, когда сын в
оскорбительной форме продемонстрирует своё непризнание семейных ценностей
профессора-япониста и его преданной супруги.
«Драгоценный подарок Неба» — так называют детей в японской семье и в
транспорте призывают взрослых уступать место детям. Вероятно, по принципу
«подарка Неба» и воспитывал профессор свое чадо. Да, ребенок вырос умным:
отлично разбирается в математике, цитирует Басё, понимает музыку. Но самое
главное не усвоено Валей Успенским: жить в ладу с людьми – это уметь их
понимать и уважать.
Замечательный фильм, режиссером
которого является Андрей Эшпай,
великолепно передает драматизм ситуации, в которой оказывается главный
герой. Но герой одинок! А я, как зритель, оценивающий ситуацию, говорю про себя: «Так тебе и надо!» Знаю, много
несогласных обрушатся на меня с негодованием и станут защищать героя. Именно
такие отзывы о книге Вяземского я читала и возмущалась: как можно оправдывать
шута? Как?!
Шут не щадит никого: ни одноклассников, ни учителей. Он мстит всем за
малые и большие обиды, за внутреннее несогласие
чего-то с чем-то или с кем-то. Психологические эксперименты над людьми
ему приятны, он радуется, что испытывает над людьми превосходство. Школьный
психолог оказывается игрушкой в руках ученика, который сумел задать вопросы,
оказавшиеся не по зубам знатоку детских душ.
Да, Валентин умён, у него хорошая «школа» жизни, а его кумиры – особенные люди: плут, ловкач Панург,
знаменитый пианист Дюк Эллингтон,
Василий Блаженный, обладавший даром предвидения, и еще один из патриархов
буддизма. Эти герои-учителя, вероятнее всего, соавторы теории Шута, именно их идеи внедряются в
жизнь и делают его «особенным человеком». Но жизнь среди одноклассников,
учителей, родителей становится ему в тягость, потому что они другие, не такие,
как он.
Кинокартина – психологическая драма, она наполнена вопросами, на которые невозможно
дать однозначный ответ. Что будет в дальнейшем с героем? Как сложится его
судьба? Сумеет ли он найти свое место в жизни? Будут ли у него друзья? Он все
же тянется к достойным собеседникам. Ведь не случайно со своими мудреными
задачками он идет к учителю математики в надежде не получить ответ. Но, получая
его, он хочет общения с достойным Игорем Александровичем!
Замечательный образ учителя – старшего друга, который пытается сказать
жестокую правду, смотря в глаза Шута, воспринимается неоднозначно. Не сумел и
он достучаться до особенного ученика, не смог найти общий язык. Думаю, что
все-таки опытный и подготовленный учитель должен был вызвать на разговор или
создать ситуацию для этого разговора. А может быть, прав учитель, что преподал такой урок… Но как завуч могла
влепить пощечину ученику? В наше бы время этот номер точно не прошел бы…
Именно тем и хорош фильм, что после его просмотра столько сомнений,
столько вопросов и столько грусти! А грусть оттого, что умный ученик,
показанный в киноленте, не сумел проявить себя по-человечески ни в одной ситуации.
Даже в отношениях с красивой девочкой-одноклассницей он не знает, как вести
себя. И не потому, что он молод, а потому, что он не готов к такой ситуации –
этого нет в его теории и жизненной
программе. Действительно, Шут, не готовый к жизни.
Картина, созданная в 1988 году на киностудии имени Горького по мотивам
одноименной повести Юрия Вяземского, заслуживает особого внимания и в наши дни. Проблема одаренной
личности – это часто проблема сложного характера этой личности. Замечательная
игра всех актеров, но Игорь Костолевский – это особый характер, и игра его особенная...
Финал картины – это, конечно, не
конец жизни героя, а её начало.
Пока роль шута трагическая: он возомнил себя тем, кто «имеет право»
говорить в глаза то, что он думает, что ему хочется сказать. Он может уколоть,
обидеть, ранить любого – для него не существует авторитетов, как и нет ничего
святого. Хочется, чтобы рядом с ним были взрослые люди, мудрые и добрые но их
почему-то нет.
Название фильма «Шут» символично. Три длинных конца колпака с бубенцами
на голове шута – это ослиные уши и
хвост. Погремушка в руках шута создавала атмосферу шума. Жаль, конечно, что
Шутом на пороге взрослой жизни оказался подросток. Но есть надежда, что
«ослиные уши отвалятся» и погремушка не будет шуметь, как только что-то произойдет. Но что?
Мне все-таки жаль моего
сверстника, очень жаль. И его вопрос «И что мне теперь делать?» ставит в тупик.
И, правда, а что теперь делать?..
Карина Луневич
Комментариев нет:
Отправить комментарий