вторник, января 07, 2020

О книге А.Платонова

Читать А.Платонова не очень просто. И тематика сложная, и философский подход писателя иногда непонятен, но все-таки… Меня заинтересовало название одного произведения. Я выбрала рассказ «Юшка» по совету Савкина Павла.
И я очень рада, что мой выбор оказался верным.
На самом деле,  мне очень тяжело было читать о трагической судьбе главного героя, и после прочтения я очень огорчилась и разозлилась: какие злые бывают люди, как не умеют проявлять доброту к ближнему своему.
Юшка — главный герой рассказа. Это мужчина сорока лет, у него туберкулез.  Он работал подручным помощником у главного кузнеца. Не покладая рук он трудился с утра до вечера, выполнял самую чёрную работу. Жил он бедно: вместо чая пил воду, «одежду носил одну и ту же».
Жилья у Юшки тоже не было, поэтому ночевал он на квартире у хозяина кузницы.


Самым тяжелым моментом в произведении для меня стало то, что дети дразнили Юшку, толкали его, издевались, старались вызвать его раздражение, но Юшка не отвечал на их зло. Взрослые тоже часто вымещали на нём свои обиды, били его за его непохожесть на других. Но наш герой никогда не отвечал им силой или даже словом. Он молчал, принимая в себя чужие беды, неудачи, злые эмоции. Он был уверен, что народ его любит, что никто не научил их по-другому проявлять свои чувства.
«Сердце в людях бывает слепое», — говорил Юшка.
Каждое лето на месяц он уходил пешком в какую-то глухую деревню. Никто не знал, куда именно держит путь этот странный человек. Предполагали, что там живет его дочь.
Во время пути через поля и леса Юшка отдыхал душой и телом. Болезнь не мешала ему чувствовать любовь ко всем живым существам. Юшка вдыхал ароматы трав, целовал цветы, слушал пение птиц, гладил кору деревьев. В такие моменты наш герой, измученный туберкулёзом, чувствовал себя бодрым и здоровым.
Когда Юшка возвращался обратно в город, его жизнь становилась прежней. Болезнь развивалась, главный герой чувствовал себя с каждым годом всё хуже и слабее. В последнее лето ему стало так плохо, что он никуда не ушёл, а остался в городе.
Однажды вечером по пути с работы Юшка встретил прохожего, который начал над ним насмехаться. В первый раз в жизни не стерпел Юшка обиды и ответил прохожему: «Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя». Так разозлился встречный на то, что «юрод негодный» равняет себя с ним, что до смерти избил Юшку.
Похоронив Юшку, люди забыли о нём, но жизнь в городе стала хуже, ведь не на кого было теперь выплёскивать свои негативные эмоции.
Глубокой осенью в кузницу пришла молодая девушка, искала Ефима Дмитриевича, то есть Юшку.
Оказалось, что Юшка уже давно помогал этой сироте, определил её в школу, каждый год приносил ей деньги на жизнь и обучение. Девушка выросла и выучилась на врача. Как жаль, что не успела она вылечить того, кто любил её больше всех на свете.
Девушку провели на могилу, а потом она навсегда осталась жить в этом городе. Всю свою жизнь она посвятила лечению больных людей, не брала ни с кого платы. Все её называли «дочерью доброго Юшки», хотя давно забыли, кто он такой.
В произведении автор показал жестокость людей... и  то, что добро бесследно не исчезает. Добро, сделанное Юшкой, осталось жить в девушке, которой он помогал!

 
Я читала со слезами на глазах, мне было до глубины души больно и обидно, постоянно мучил вопрос: «Как можно издеваться над человеком только потому, что он не похож на других?». Люди пользовались его добротой и любовью, а потом просто смеялись и издевались над ним. Но сердце Юшки не ожесточилось, он по-прежнему считал, что люди его любят. И природу Юшка тоже любил, мне даже показалось, что природа исцеляла его не только душевные, но и физические раны.  
Я бы очень хотела, чтобы каждый прочёл эту книгу. На мой взгляд, она учит доброте и понимаю. Я надеюсь, что в мире есть такие люди, как Юшка. Они делают нас лучше.
Могу сказать, что я полюбила этого человека, слабого телом, но бесконечно сильного душой и сердцем. 

Казьмина Майя

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Алина Ивановна! Здравствуйте, Майя! Я тоже для чтения в январе выбрала рассказ Платонова. Конечно, уже его прочитала. Рассказ меня поразил, задел за живое. Трагична жизнь Юшки, слабого, но доброго человека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, я с Вами согласна! Трагична судьба Юшки. Но читать такие книги полезно...

      Удалить